В Бельгии судебные приставы наложили арест на находящееся в распоряжении российских учреждений в стране госимущество России. Соответствующий документ был получен в среду, 17 июня, сообщает "Интерфакс".
Арест производится на основании решения бельгийского арбитражного суда от 18 июля 2014 года по иску компании "Юкос Юниверсал Лимитед". Сумма иска составляет 1,6 млрд евро.
Истец потребовал такой меры, "потому что имеет серьезные опасения относительно возможности получить причитающуюся ему сумму, в частности, из-за систематического отказа Российской Федерации исполнять вынесенные против нее судебные решения и учитывая отношение РФ к данному решению", сообщили приставы.
В списке перечислены крупные банки, зарегистрированные в Бельгии, а также "Евроконтроль", который регулирует воздушное движение над Европой. Также в нем российские представительства, кроме защищенных иммунитетом дипмиссий, – вплоть до архиепископства Брюссельского и Бельгийского РПЦ, в том числе представительства негосударственных организаций и СМИ.
По словам представительницы конторы судебных приставов "Марк Сакре – Стефан Сакре – Пит Де Смет", перечисленные в списке организации обязаны в двухнедельный срок заявить о находящихся в их распоряжении денежных средствах и имуществе России и долгах перед РФ – либо об отсутствии у них госимущества и долгов.
Летом прошлого года Гаагский суд присудил Yukos Universal Limited $1,85 млрд (€1,6 млрд) в рамках дела о компенсации бывшим акционерам ЮКОСа за "экспроприацию инвестиций". По решению Гааги, всего Российская Федерация должна выплатить $50,085 млрд (изначально, правда, истцы требовали $100 млрд).
Основную сумму по приговору Гаагского суда должна получить кипрская Hulley Enterprises (структура GML, ей должно быть выплачено $39,97 млрд). Еще $8,2 млрд присуждены Veteran Petroleum (пенсионный фонд ЮКОСа, также зарегистрированный на Кипре), а дочерняя структура ЮКОСа, компания Yukos Universal Limited, должна получить $1,85 млрд, уточняет Газета.Ru.
YUL обратилась в арбитражный суд Бельгии (по решению которого и действуют приставы) с требованием ареста имущества, так как сомневается, что РФ будет выплачивать долг. Россия решение Гааги исполнять действительно отказалась, МИД РФ ранее заявлял, что Гаагский арбитраж не обеспечил объективное и беспристрастное рассмотрение дела ЮКОСа.
По сообщению "Интерфакса", постановлении об аресте упоминается решение ЕСПЧ, которое Россия отказалась добровольно выполнять. Однако в ЕСПЧ опровергли эту информацию агентства "Интерфакс", говорится в поступившем в редакцию телеканала "Дождь" заявлении.
"Сегодняшнее сообщение агентства "Интерфакс", в котором прослеживается причинно-следственная связь между решением властей Бельгии и исполнением Россией решения ЕСПЧ по делу ЮКОСа, является ошибочным", – говорится в заявлении суда.
Как сообщили в российском Минюсте, решение об аресте российских государственных активов в Бельгии может быть обжаловано в судебных инстанциях этой страны. В Минюсте ранее пояснили, что исполнение Россией постановления в условиях, когда содержащиеся в нем выводы противоречат ранее принятым судебным актам Конституционного суда, а вопрос о возможности признания в российской правовой системе обязательности подобных решений находится на рассмотрении КС РФ, представляется преждевременным, уточняет Lenta.Ru.
Напомним, Страсбургский суд потребовал представить план выплаты суммы по иску акционеров ЮКОСа не позднее 15 июня 2015 года и погашения судебных издержек не позднее той же даты. Однако никакого плана в установленный срок не представлено и выплат не произведено. Как сообщалось ранее, министр юстиции Александр Коновалов в понедельник, 15 июня, заявил, что считает решение ЕСПЧ о выплате компенсаций акционерам ЮКОС безосновательным, и выразил сомнение, что Россия сможет его выполнить.
Это не единственная попытка отчуждения российского госимущества. Так, на этой неделе апелляционный суд в Швеции подтвердил продажу здания торгового представительства РФ в Стокгольме, аукцион по принудительной продаже которого состоялся 12 сентября 2014 года, на основании требования немецкого бизнесмена компенсировать его финансовые потери.