Так называемое "Панамское досье", содержащее информацию о зарегистрированных в офшорах компаниях, является ярким свидетельством того, что юристы готовы оказывать помощь клиентам, пытающимся уклониться от налогов, пишет The New York Times.
Издание отмечает, что юристы зачастую оказывают помощь своим клиентам, закрывая глаза на то, что некоторые сделки вызывают явные сомнения, хотя и не нарушают напрямую налоговые и антикоррупционные законы.
NYT пишет, что в этом случае встает вопрос адвокатской этики. Издание указывает на статью 1.2(d) Правила о профессиональном поведении, установленного Американской ассоциацией адвокатов (ABA). Оно гласит: "Адвокат не должен вести дело и оказывать помощь клиенту, если адвокат знает о мошеннических или преступных намерениях заявителя". Газета подчеркивает, что положение основывается именно на осведомленности юриста о противозаконных намерениях клиента.
В связи с этим сотрудники юрфирм зачастую предпочитают "держать себя в неведении" об истинных причинах обращения заявителя. Юристы, чтобы избежать последующих претензий со стороны регуляторов, закрывают глаза на детали дела, сосредотачиваясь только только на юридической услуге, за которой обратился клиент, и не задают "лишних вопросов о том, что привело заявителя в юрфирму". Таким образом, адвокаты оказывают юрпомощь своим клиентам, позволяя им осуществлять сомнительные сделки, но при этом не принимая в них прямого участия.
NYT также напоминает о недавнем скандале, разгоревшемся в американской адвокатской среде в начале 2016 года. Тогда активисты международной правозащитной организации Global Witness сняли и опубликовали в интернете ролик, на котором адвокаты 13 американских юридических фирм дают советы о том, как отмывать деньги на территории США. Один из правозащитников приходил в юридические компании в качестве клиента и представлялся советником министра горнодобывающей промышленности одной из африканских стран. Активист обращался к адвокатам с вопросом о том, как можно использовать "серые деньги" и "средства, имеющие сомнительное происхождение", в обход американских законов.
Юристы, в частности, рекомендовали клиенту вложить деньги в особняк на Манхэттене, частный самолет или роскошную яхту. При этом ни один из 13 юристов не сообщил псевдосоветнику о незаконности его намерений. Хотя при этом никто из них так и не решился взяться за дело "африканского министра".
Рамон Фонсека, один из основателей панамской Mossack Fonseca, конфиденциальные документы которой послужили поводом для начала расследований в десятках государств, в интервью NYT сказал, что адвокаты не совершают каких-либо противоправных действий, помогая своим клиентам, в частности, регистрировать компании в офшорах. "Мы как автомобильный завод, который продает автомобиль дилеру (например, адвокату), который, в свою очередь, затем продает его даме, и она на нем сбивает кого-то. Завод не несет ответственности за это", – заявил Фонсека.
Однако издание отмечает, что адвокаты все равно находятся "в центре этой проблемы", даже если рассматривать юридические услуги только как инструмент. "Адвокаты, запечатленные на видео Global Witness, могут утверждать, что они просто обсуждали возможные варианты с потенциальным клиентом без каких-либо обязательств более глубокого изучения дела, поскольку это было лишь предварительное обсуждение", пишет газета.
NYT отмечает, в настоящее время американские законодатели ищут варианты применения "юридических инструментов", чтобы "затруднить клиентам использование юруслуг с целью совершения неправомерных действий". В связи с "офшорным скандалом" в Конгресс США был внесен законопроект, предполагающий ужесточение законов о повышении прозрачности бизнеса. Документ предполагает, что власти государства будут иметь право собирать информацию об учредителях офшорных компаний и организаций, которые предположительно используются для уклонения от уплаты налогов.
Кроме того, предлагается распространить на адвокатов действие законов об отмывании средств. В соответствии с ними юристы будут обязаны раскрывать личности своих клиентов, заподозренных в проведении сомнительных сделок. Инициативы пока находятся на рассмотрении у законодателей.