ПРАВО.ru
Интерправо
29 мая 2010, 0:43

Рейтинг для "Большой Двадцатки": в России рекорд по взяткам за 8 лет

Рейтинг для "Большой Двадцатки": в России рекорд по взяткам за 8 лет
Накануне саммита "Большой Двадцатки" Transparency International составила рейтинг стран по уровню коррупции и предложила методы борьбы с ней

Очередной саммит "Большой Двадцатки" пройдет в июне в Торонто. Накануне этого события вновь зазвучала тема коррупции. И это не случайно.  "Большая Двадцатка" даже при некоторой декларативности является глобальной организацией, в нее входят государства, влияющие на политические и экономические процессы во всем мире. И кому же, как не лидерам этих госудраств, отчетливо понимать, насколько вредна коррупция для развития государств, и разрабатывать правовые меры для эффективной борьбы с ней.

Но парадокс в том, что не во всех странах, входящих в "Большую Двадцатку", положение дел с коррупцией можно назвать образцовым. Например, Россия является одним из чемпионов по ее масштабам.  Следовательно, как член двадцатки, Россия должна сама себя заставить предпринимать решительные шаги для обуздания  взяточничества?

Снова говорить о коррупции (а это больная для России тема ) накануне саммита "Большой Двадцатки" в Торонто заставила Transparency International — известная международная организация по борьбе с коррупцией. Ее председатель Хугетт Лабель и член Международного департамента, председатель отделения Transparency International в Корее Джео Сунг Ким составили, подписали и направили в адрес "Большой двадцатки" письмо, в котором привели результаты своего анализа коррупционной обстановки в мире и призвали "Большую Двадцатку" усилить борьбу с коррупцией. Причем рассказали, как именно это можно сделать.

Станет ли вопрос о коррупции одним из вопросов повестки дня июньского саммита в Торонто, будет известно, когда саммит начнет работу. Но независимо от реакции саммита на письмо, его содержание уже важно само по себе.

Transparency International: вина за мировой кризис лежит на коррупционерах

Авторы письма в адрес "Большой Двадцатки" убеждены, что мошенничество и коррупция стали одной из базовых причин разразившегося в 2008 году мирового финансового кризиса. А кризис, в свою очередь, привел к драматическому падению доверия граждан к крупному бизнесу и тем, кто его регулирует от лица национальных правительств и международных институтов.

Transparency International напомнила, что участники саммита G20 в Питтсбурге уже признали: кризис имеет "непропорциональные последствия для социально-незащищенных слоев населения бедных стран". Кроме того, пишут авторы обращения к "Двадцатке", питтсбургская встреча возложила на стран-участниц G20 коллективную обязанность бороться за смягчение социальных последствий кризиса.

"Мы обращаемся к вам с призывом приложить все усилия для укрепления единства международного сообщества, повышения прозрачности бизнеса и ответственности предпринимателей и политиков. Это необходимо для построения глобальной финансовой системы, отвечающей требованиям дня, и скорейшего выздоровления мировой экономики. Только таким способом можно добиться доверия людей к институту „Большой Двадцатки“ и уменьшить коррупцию в мировом масштабе", — говорится в обращении Transparency International к лидерам ведущих экономик мира.

По мнению экспертов Transparency International, повышение уровня ответственности политиков и чиновников, прозрачность экономической и финансовой сферы, единство и координация усилий стран в борьбе с коррупцией должны стать ключевыми задачами "Большой Двадцатки".

Эксперты Transparency предложили лидерам "Большой Двадцатки" реальные методы борьбы с коррупцией

Международная антикоррупционная организация дала лидерам G20 ряд рекомендаций.   

Среди них — всесторонний международный контроль финансовых служб, более высокая открытость и ответственность советов директоров компаний, работающих в финансовой сфере, мониторинг финансовых услуг, предоставляемых клиентам.

Не менее важным разработчикам обращения к G20 представляются периодические отчеты надзорных служб о состоянии финансовых институтов, которые могут представлять угрозу стабильности из-за своих масштабов или способов влияния на процессы.

Предлагается установить единые мировые стандарты оценки активов финансовых фирм. Но при этом Transparency International призывает выработать механизмы предотвращения конфликтов между агентствами, оценивающими кредитоспособность предприятий, аудиторскими фирмами, финансовыми компаниями и публичным сектором.  

Кроме того, эксперты Transparency International считают, что международные институты финансового регулирования, в том числе Международный Валютный Фонд, должны на регулярной основе публиковать отчеты, касающиеся прозрачности и безопасности банковского сектора в странах "Большой Двадцатки".

Все национальные финансовые структуры подлежат обязательной регистрации в своих государствах, говорится в обращении Transparency International. При этом необходимо выработать механизмы, ставящие их под жесткий контроль со стороны налоговых органов, таможенных и юридических служб других стран. В контрольных мероприятиях должны участвовать представители общественных организаций, а результаты актов проверки — предаваться обязательной огласке, в частности, в прессе.

"Большая Двадцатка" должна помогать развивающимся странам приводить свои законодательства в соответствие с нормами Конвенции ООН против коррупции и вырабатывать пути осуществления контроля.

Чем выше коррупция, тем беднее страна

Важность и неотложность этих и других мер, которые Transparency International призывает взять на вооружение лидерам G20, обусловлена сегодняшними мировыми реалиями. Вот одна из них: "Коррупция является самым серьезным барьером в борьбе с бедностью, она препятствует устойчивому развитию стран".

"Прозрачность экономики и бизнеса, ответственность государственных и должностных лиц являются необходимыми условиями преодоления последствий нынешнего кризиса и предотвращения новых", — так завершается обращение Transparency International к лидерам "Большой Двадцатки".

Место России в коррупционном рейтинге: рекордный за 8 лет уровень

Свои коррупционные рейтинги Transparency International составляет на основе опросов представителей деловых кругов и аналитиков, проживающих в самой стране, либо связанных с ней тем или иным образом. Страны, в наименьшей степени подверженные коррупции, получают самые низкие баллы, они открывают список. Чемпионы по коррупции его замыкают.

"Коррупционные замеры" производятся в 180 государствах, в том числе и в России, которая является членом "Большой Двадцатки" — адресата антикоррупционного воззвания Transparency International. Ну и какое же место занимает Россия в мировом рейтинге коррупции? Весьма незавидное.

В докладе, опубликованном в начале прошлого года по итогам предыдущего 2008-го, говорится, что наша страна продемонстрировала рекордный за 8 лет уровень коррумпированности. Мы заняли одну строчку с Кенией, Сирией и Бангладеш. Страны Индонезия и Того, с которыми Россия делила место в рейтинге годом раньше, на этот раз оказались благополучнее.

Спустя год, то есть в начале нынешнего года, Transparency International также обнародовала ежегодный отчет. Наименее коррумпированными в 2009 году были признаны Новая Зеландия, Дания и Сингапур. США заняли 19-е место. Лучший результат среди стран бывшего Советского Союза демонстрирует Эстония, наихудшие показатели — Узбекистан.

Россия по масштабу коррупции в прошлом году заняла 146 место из 180-и. Наша страна делит 146 место с Украиной, Сьерра-Леоне, Кенией, Эквадором и Камеруном. Чуть лучше обстоят дела в Белоруссии, Бангладеш, Нигерии и Уганде. По сравнению с предыдущим годом рейтинг страны по уровню коррупции поднялся на 0,1 балла. Как отмечается в докладе, за последние 2 года рынок коррупционных услуг в России значительно расширился.

Если усомниться в выводах Transparency International, то на каких позициях Россия в других рейтингах?

Как известно, все познается в сравнении. Об объективности или наоборот, предвзятости в отношении России со стороны международной антикоррупционной  организации можно судить, сопоставив ее оценки с выводами других аналитических штабов или просто компетентных аналитиков.

Рассмотрим, например, новейшее исследование условий предпринимательской деятельности в 183 государствах, проведенное Всемирным Банком. В докладе говорится, что наша страна занимает 120-е место, такую негативную оценку Всемирный Банк объясняет российскими бюрократией и коррупцией.

В исследовании говорится, что на регистрацию новой компании в России уйдет 90 дней, в течение которых необходимо будет пройти 9 процедур. В Новой Зеландии для этого требуется 1 процедура и 1 день, в Канаде также 1 процедура, прохождение которой займет 5 дней, в Австралии — 2 процедуры в течение 2 дней.

Проблемным в нашей стране является процесс создания и регистрации предприятия международной торговли, здесь мы вышли на 161-е место из 183. Еще больше коррупционно-бюрократических препон приходится преодолевать тем, кто хочет в России что-либо построить. По этому показателю мы на 180-м месте, то есть почти абсолютные чемпионы.

Российские эксперты солидарны с зарубежными: правоохранительные органы сами стали частью коррупции 

Уже выступавший на Право.Ru заместитель председателя Комитета Государственной Думы Геннадий Гудков (текст можно прочитать здесь)  считает, что оценкам Transparency International можно доверять.

"Коррупция в России перестала быть мишенью для правоохранительных органов, масштабы ее таковы, что сама правоохранительная система оказалась ею „съеденной“, поэтому борьба милицейскими, прокурорскими средствами фактически невозможна, — сказал корреспонденту Право.Ru Гудков, отставной полковник ФСБ. — Сегодня можно составить даже коррупционный прайс-лист. Мне, например, известно: для того чтобы уголовное дело попало на рассмотрение более высокой инстанции, надо заплатить порядка 10 тыс. долларов даже по блату"

"В Москве вознаграждение за заведение уголовного дела колеблется в пределах от 25 до 50 тыс. долларов, если для этого есть веские основания и не требуются подтасовки и провокации, — продолжает Геннадий Гудков. - При этом, если под обстрел попадает некий V.I.P., чья организация располагает ресурсами и влиянием, то цена может быть и 250, и 500 тыс. долларов, мне известны случаи, когда за заведение уголовных дел выкладывалось по 2 — 2,5 миллиона. А цена услуг за фальсификацию дел, связанных с переделом крупной собственности, доходила до 5 миллионов".

Руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин убежден, что ситуация с коррупцией в России не изменится к лучшему "до тех пор, пока государство не станет слугой общества, а не наоборот". По его мнению, план борьбы с коррупцией, инициированный президентом Дмитрием Медведевым, вряд ли принесет плоды. "Коррупция — это болезнь, которая таблетками не лечится", — цитирует Ясин известное высказывание Владимира Путина.

"Высшие руководители должны выставить из своего окружения людей, вовлеченных в коррупционные схемы. Нужно принять эффективные антикоррупционные законы и свято их соблюдать", — подчеркнул Евгений Ясин.

40% чиновников не скрывают, что стараются обогатиться. 25% из россиян, осуждающих чиновников, сами готовы влиться в их ряды

Верность оценок российской коррупции международными организациями и экспертами косвенно подтверждают простые граждане страны. Согласно опросу российского фонда "Общественное мнение", 55% россиян не верят в возможность победить коррупцию.

Институт социологии РАН провел исследование на тему: как русские относятся к отечественным клеркам, а заодно и как они сами оценивают себя.

Респондентам предлагалось оценить работу городских и районных администраций, т.е. среднее и низшее звено управленцев, с которыми люди взаимодействуют гораздо чаще, чем с чиновниками высшими. Опрошено полторы тысячи граждан и 300 экспертов в разных регионах России.

Результаты опроса оказались удручающими. Качества нашего среднестатистического клерка -  "равнодушие к людям, продажность, неуважение к интересам страны, некомпетентность, низкий профессиональный уровень, оторванность от общества", класс управленцев обособлен, работает сам на себя, является замкнутым кастовым сословием. Верность этих наблюдений анонимно подтвердили 40% опрошенных клерков, они не скрывают, что их профессиональные интересы носят главным образом личный характер. Треть российских клерков признает "продажность" братьев по классу, их грубость, невнимание к людям.

Респондентов также попросили назвать качества идеального чиновника и оценить сквозь эту призму европейского, современного российского и советского чиновников. Результат: первое место занял европейский клерк, советский вышел на второе место, а вот в портрете современного российского чиновника — сплошной негатив.

Но самым показательным результатом опроса Института социологии РАН, стал, пожалуй, следующий: 25% населения России желали бы влиться в ряды того самого класса чиновников, качества которого оценивают столь отрицательно. В первую очередь это молодежь и студенты, которых в профессии госслужащих привлекает "стабильность работы, заработок, возможность попасть в круг нужных людей". Это подтверждает выводы международных экспертных организаций о том, что коррупция в современной России является системным явлением.

России ничего не останется, как начать реально бороться со взяточничеством на всех уровнях?

Вернемся, однако, к обращению Transparency International к лидерам G20. С известной долей уверенности можно предположить, что инициативы влиятельной международной организации, как минимум, не будут проигнорированы, т.к. ни одна из них не нарушает норм международного права и не противоречит заявленным целям клуба ведущих мировых держав.

Если страны "Большой Двадцатки" примут рекомендации на вооружение, это станет еще одним звонком руководству России, которая состоит в это организации. Может быть, хотя бы это приведет к тому, что объявленная лидерами России борьба с коррупцией начнет приобретать более реальные формы и даст все же первые настоящие (а не инсцинированные) результаты. 

Автор: Станислав Варыханов