В распоряжение журналистов "Огонька" (ИД "Коммерсант") попала расшифровка записи разговора Бориса Березовского и Романа Абрамовича с Бадри Патаркацишвили, сделанная в декабре 2000 года в VIP-зале парижского аэропорта Ле-Бурже. Эта запись является главной уликой, которая, по мнению Березовского, свидетельствует, что давление на него исходило "не столько от Абрамовича, сколько от российского президента".
Березовский ранее заявил, что эту запись он купил за 30 млн фунтов стерлингов. Пленка, по мнению оппонента Абрамовича, является убедительным доказательством шантажа. По его словам, запись в аэропорту Ле-Бурже свидетельствует, что Роман Абрамович был посланцем Кремля и лично Путина, когда заставлял его обманом, запугивая государственной конфискацией, задешево продать акции телекомпании ОРТ и "Сибнефти". "Давление на меня,— заявил Березовский,— исходило не столько от Абрамовича, сколько от российского президента".
В разговоре участвовал и Бадри Патаркацишвили, по чьему тайному распоряжению и была сделана эта запись (Патаркацишвили скончался в Англии в 2008 году). Из распечатки записи явствует, что участники встречи обсуждают свое участие в компании "Русал", и Березовский говорит о "легализации" своих акций. Из этого издание делает вывод, что его адвокаты в Высоком суде Лондона будут настаивать, что их клиент был тайным держателем акций и хотел публично объявить о своих активах, чтобы официально получать прибыль.
Далее звучит фраза Абрамовича: "и тут все выйдут из леса: и Быков, и Миша, и Антон, и Аксен, и Олег Дерипаска". The Sunday Times расшифровывает имена: предприниматель и Анатолий Быков был в то время под следствием по делу об убийстве, Антон и Аксен — это Антон Малевский и Сергей Аксенов — лидеры измайловской преступной группировки.
Этот разговор касается договоренности предпринимателей о том, как лучше решить вопрос с продажей ОРТ, что происходит с их расчетами и в целом с алюминиевым и нефтяным бизнесом.
В разговоре об уходе Патаркацишвили и Березовского из ОРТ всплывает и Владимир Путин. Известно, что он следил за сделкой, но вот, как это описывает Абрамович: "Сначала вы мне говорили, что вы хотите получить это легально и в Москве заплатить 13 процентов… А потом встал вопрос, что вы деньги хотите забрать из Москвы, и поэтому нужно получить решение ЦБ. Я сказал, что тут есть риск. Я пошел по этому поводу к Владимиру Владимировичу. Он сказал, что если вы сможете сделать это тихо, чтобы скандала не было, я не буду ничего предпринимать, но и помогать не буду. А если вы хотите скандала… Мало того, что вы хотите продать, да еще и заработать, да еще и деньги пропустить".
Дальше Абрамович спрашивает: "Что мы можем сейчас подписать такое, чтобы я мог пойти и доложить Владимиру Владимировичу, что сделка закрыта?"
"Абрамович: А вообще, Борис, про тебя много спрашивали. Почему никто ничего не делает, чтобы тебе помочь? Я считаю, что не стоит под конфискацию [идти]. Вы считаете, что к обществу не стоит обращаться? Общество, оно не воспримет это обращение. Вы же знаете, что если Березовского, Гусинского, Волошина разорвут на куски, то общество будет только радо. А если кто-то будет возмущаться, обращайтесь к народу… А народ — это быдло… И ты в этом не виноват… Ой, мы оба в такой ж…
Березовский: Думаю, да".
С исковым заявлением Бориса Березовского к Роману Абрамовичу можно ознакомиться в разделе "Документы, досье". В том же разделе "Право.ру" публикует стенограммы судебных заседаний по делу "Березовский vs Абрамович".
***
Березовский подал иск к Абрамовичу в лондонский суд в июне 2007 года. Истец утверждает, что Абрамович под давлением заставил его продать акции компаний "Русал" и "Сибнефть", а также телеканала "ОРТ" по слишком низкой цене. Эти сделки были совершены в начале 2000-х годов, когда Березовский эмигрировал в Великобританию, опасаясь, по его словам, преследования со стороны российских властей. "По словам Березовского, методы запугивания со стороны Абрамовича включали угрозу экспроприации доли Березовского в „Сибнефти“, а также намек на то, что в случае, если Березовский согласится на продажу, его друг Николай Глушков будет освобожден из тюрьмы", — сказано в пресс-релизе адвокатов, представляющих интересы опального российского бизнесмена. В общей сложности Борис Березовский требует взыскать с Абрамовича $5,56 млрд потерь, из них $554 млн — по "Русалу".
Что касается "Русала", то в судебных материалах утверждается, что Абрамович по трастовому договору управлял 50% этой компании, а владельцами этого пакета, кроме него, были Березовский и его бизнес-партнер Бадри Патаркацишвили. При этом, по утверждению юристов Березовского, Абрамович согласился не продавать акции "Русала" без согласия Березовского и Патаркацишвили, но нарушил условия трастового договора и в 2003 году уступил Олегу Дерипаске свои акции "Русала", что позволило последнему довести свою долю в компании до 75%. Кроме того, сама продажа акций Абрамовичем снизила стоимость пакета акций, принадлежавшего Березовскому и Патаркацишвили, сказано в исковом заявлении.
Адвокаты Абрамовича изначально пытались добиться, чтобы Высокий суд Лондона не принял к рассмотрению иск Березовского, но не преуспели в этом. Затем, на предварительном этапе процесса, тактическое поражение потерпела сторона Березовского. Его адвокат настаивал на применении в процессе либо английского, либо французского права, поскольку в марте 2000 года в лондонском отеле Dorchester он вместе с Абрамовичем, Патаркацишвили, а также Дерипаской и Евгением Швидлером договорились руководствоваться английским правом относительно сделки по "Русалу". Ответчик, в свою очередь, полагал, что в деле следует применять российское право, и в конце марта 2011 года Высокий суд Лондона удовлетворил ходатайство адвокатов Абрамовича на этот счет.
По предварительным прогнозам, слушания продлятся не менее 16 недель. Сам же процесс, материалы которого насчитывают уже несколько сотен томов, может растянуться не на один год.
С хроникой слушаний в Высоком суде Лондона по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу можно ознакомиться здесь.