ПРАВО.ru
Интерправо
13 января 2009, 2:12

Бернард Мэдофф не создал ничего, кроме проблем

Бернард Мэдофф не создал ничего, кроме проблем
Майкл Миллер - партнер нью-йоркского офиса Steptoe & Johnson

Финансовая пирамида Бернарда Мэдоффа не выдержала напряжения в крайне ответственный момент — когда стоимость реальных денег стала слишком очевидной. Но денег у Бернарда Мэдоффа не нашлось. Вместо инвестиционного фонда, сулившего многомиллионные прибыли, на рынке появился очередной мыльный пузырь с многомилиардными долгами.

Одному из основателей фондовой биржи Nasdaq трудно было не поверить — он знал о деньгах если не все, то, по крайней мере, больше остальных. И ему удалось провернуть самую крупную в истории США аферу. Причем в результате махинаций наряду с западными компаниями могли пострадать российские предприниматели. В итоге все закончилось слишком прозаично — с двумя наиболее актуальными на сегодняшний день вопросами — как это могло случиться и как получить деньги, желательно с процентами?

Схематичный обман

Бернард Мэдофф не стал изобретать велосипед — он пошел по наиболее простому пути, воспользовавшись так называемой схемой Понци. О принципе ее работы в интервью Pravo.ru рассказал Майкл Миллер, партнер нью-йоркского офиса Steptoe & Johnson, представляющий интересы ряда инвесторов в связи с делом Мэдоффа:

«Участники схемы заманивают инвесторов, вводя их в заблуждение относительно законности и выгодности инвестиций. На деле же мошенники используют деньги инвесторов на другие цели, в т.ч. личные нужды и финансирование собственных бизнес-проектов.

Чтобы скрыть мошенничество, организаторы схемы Понци подделывают бухгалтерскую отчетность и другие финансовые документы, демонстрируя фиктивные инвестиции и прибыль. Расчет со „старыми“ инвесторами производится благодаря средствам, вложенным „новыми“ инвесторами. Если схема начинает работать, большинство инвесторов, не видя никаких проблем, предпочтет оставить свои вложения в фонде. Ссылаясь на успешный личный опыт, они привлекают новых инвесторов, которые находятся, как правило, среди их друзей и родственников.

Мэдофф держал все под контролем на протяжении многих лет. Схема была раскрыта лишь в конце 2008 года, когда инвесторы потребовали слишком большую сумму. Мэдоффу не удалось привлечь достаточно средств от новых клиентов для удовлетворения требований старых».

Примечательно, что американские регулирующие органы фактически расписались в собственной безграмотности. В частности, пострадала репутация Комиссии США по ценным бумагам и биржам (SEC). Ее внимание неоднократно обращалось на несоответствия в работе компании Мэдоффа, однако никаких санкций так и не последовало. Внутренне расследование, о котором сообщили представители SEC, — скорее, послужит для очищения совести и общего успокоения.

Как получить свои деньги обратно?

Майкл Миллер, партнер нью-йоркского офиса Steptoe & Johnson:

«Есть несколько способов, но ни один из них не гарантирует успех.

Во-первых, можно предъявить иски в рамках банкротства компании Мэдоффа, которая осуществляла операции по ценным бумагам. Однако предварительные результаты пока не очень обнадеживают. По всей видимости, у компании не осталось достаточного количества активов для погашений требований инвесторов.

Во-вторых, можно воспользоваться страховым покрытием, которое предоставляется Корпорацией по Защите Инвесторов на Рынке Ценных Бумаг (SIPC). Именно она занимается банкротством компании Мэдоффа. На сайте SIPC говорится, что она действует „в случае банкротства брокерской организации или иных финансовых затруднений, ведущих к потере средств клиентов… и с некоторыми ограничениями функционирует с целью возврата денежных средств, акций и иных ценных бумаг клиентов“.


Инвесторы Мэдоффа, рассчитывающие на страховое возмещение, могут воспользоваться такой возможностью и до 4 марта 2009 года подать свои заявки в SIPC. Формы заявок размещены на сайте Корпорации.

Следует учитывать, что сумма страхового возмещения ограничена. В лучшем случае речь идет о $500 тыс. по денежным средствам и ценным бумагам. При этом денежные средства не могут превышать $100 тыс. от этой суммы. Однако многие инвесторы потеряли гораздо больше.


Существуют и другие важные аспекты.

Например, в налоговых декларациях, поданных в США, отражены инвестиции в фонд Мэдоффа. Соответственно, инвестор должен будет внести исправления в декларации, убрав данные о фиктивных доходах. В данном случае он может рассчитывать на возвращение части налоговых сборов. Кроме того, у обманутых инвесторов появится возможность заявить об убытках по текущей и будущей налоговой отчетности.

Наконец, управляющий SIPC может попросить инвесторов, ранее получивших прибыль от Мэдоффа, вернуть эти средства в конкурсную массу для их перераспределения среди всех инвесторов. Перспектива возврата средств является, пожалуй, наиболее сложной проблемой для инвесторов, которые уже потеряли большие суммы денег в результате мошенничества.


Дилемма для SIPC

Размах аферы Мэдоффа впечатлил даже Корпорацию по Защите Инвесторов. По официальной информации с момента основания в 1970 году по декабрь 2007 года SIPC выплатила $508 млн., защищая интересы примерно 625 тыс. инвесторов, чьи активы в общей сложности оцениваются в $15,7 млрд. Предполагаемые убытки от деятельности Мэдоффа многократно превышают эти цифры.

Кроме того, в схему было вовлечено слишком много участников. Инвесторы имеют все основания для подачи исков против инвестиционных консультантов, финансовых учреждений и иных лиц, которые вовлекли их в схему без проведения предварительной экспертизы
».

Подготовил Владимир Ядута.