Многие темы на конгрессе обсуждаются намного глубже, чем я ожидал. Вообще, международный арбитраж характерен тем, что споры всегда разные — нет одинаковых разбирательств, поэтому не успеваешь заскучать. Мы постоянно сталкиваемся со сторонами из множества стран с разными правовыми системами и культурным бэкграундом.
Я обычно выступаю в двух ролях: либо арбитр, либо представитель стороны в разбирательствах. Во втором случае я должен понимать, откуда мой клиент и какое у него мировоззрение. Когда я выступаю арбитром, задача усложняется: мне нужно учитывать эти же аспекты сразу у обеих сторон. И я должен понять, как лучше для них разрешить конкретный спор.
При этом будущее все равно за мирным разрешением споров. Я из Сингапура, где очень распространена медиация, которая на самом деле работает. Если же стороны не могут договориться, то нужно идти не в государственный суд, а в арбитраж. Только там можно выбрать разные процедуры, соединить разные правовые системы и решить конфликт с учетом всех тех тонкостей, соблюдения которых хотят обе стороны.
Подробнее о программе арбитражного конгресса читайте в материале «Сила решений, полномочия и выбор арбитров: что обсудят на RIAC-2025».