Счетная палата проверила закупки Минэкономразвития и Минфина, работу ФАС, Госказначейства и ряда поднадзорных предприятий. Проверка проводилась по итогам их деятельности за 2017 год. Государство в 2017 году сэкономило 6,7% от выделенных на закупки средств, что на 3,2 % меньше, чем в 2016 году. Как отмечают аудиторы, существует тенденция роста закупок у малого бизнеса и некоммерческих организаций, но не за счет прямых закупок, а за счет их привлечения в качестве соисполнителей по госконтрактам.
Также в докладе отмечалась сложность юридического регулирования системы госзакупок. В 44 ФЗ с момента его принятия в 2013 году было внесено более 40 изменений, а для его исполнения было принято более 100 подзаконных актов. Это приводит к тому, что применять закон для участников закупок стало сложнее.
Законодательством о контрактной системе в сфере закупок на каждом этапе осуществления закупки предусмотрено формирование заказчиком значительного количества документов, что на практике приводит к дополнительным трудовым и материальным затратам не только заказчиков, но и участников закупки.
СП приводит сферу нормирования и планирования госзакупок. Ее регламентируют шесть постановлений правительства, что иногда приводит к параллельному регулированию. Например, это происходит при определении цены закупаемой мебели, принтеров и иных товаров. В докладе отмечены и отрицательные стороны законодательства о госзакупках. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях контроль закупок проводят разные органы. Для улучшения контроля докладчик предложил создать структуру, которая будет проверять закупки на региональном и муниципальном уровнях, что позволит повысить объективность контроля. Срок ответственности за нарушения законодательства о госзакупках составляет один год. Поэтому заказчики уходят от ответственности за нарушение порядка размещения информации о закупках в информационной системе, так как участники торгов обычно это не обжалуют. Чтобы устранить недостатки, Счетная палата предлагает разработать единый стандарт контроля за осуществлением закупок на этих уровнях.
В 2017 году аудиторы выявили 2178 нарушений при проведении торгов на общую сумму 104,6 млрд руб. В 2016 году нарушений было 823 на общую сумму 48,8 млрд руб. Увеличение числа нарушений обусловлено двумя факторам: повышением прозрачности закупочных процедур и сформированной методикой их выявления. Наиболее часто встречается несоблюдение порядка приемки закупленных товаров и услуг требованиям госконтракта. Также госзаказчики часто нарушают порядок обоснования начальной цены контракта при закупке у единственного поставщика, не привлекают поставщиков к ответственности за нарушение условий договора и меняют условия контракта с нарушением закона. Например, Минпромторг по 15 заключенным контрактам не взыскал с недобросовестных поставщиков 143,6 млн руб. штрафа.
По 223 ФЗ в 2017 году аудиторы выявили 139 нарушений при корпоративных закупках на сумму 13,8 млрд руб. Основная часть нарушений состоит в том, что товары и услуги заказчики приобретают с нарушением собственных положений о закупке. В пример была приведена деятельность Федерального медицинского биофизического центра имени А. И. Бурназяна, который провел 345 закупок на общую сумму 197,8 млн руб., но положений о закупках у него не было.
Счетная палата предлагает внести в ст. 3 223-ФЗ изменения, предусматривающие обязанность заказчика устанавливать в положении о закупке исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядок обоснования начальных (максимальных) цен контрактов, запрет на конфликт интересов закупочной комиссии заказчика и участников закупок.