Службу интересуют данные об объемах и условиях контрактов с 1 января 2016 года по 30 июня 2018 года, а также о причинах выбора НМТП, пишет "Коммерсант". Вопросы адресованы 14-ти компаниям, среди которых есть как логистические фирмы, так и грузоотправители. Среди прочего ФАС требуются сведения о том, чьими услугами они смогут заместить перевалку в НМТП, если стивидор поднимет расценки на 5–10%.
Подобные опросы – обычная практика для антимонопольной службы, говорят представители отрасли. НМТП грозят обвинения в нарушении закона о конкуренции, если большинство компаний признают, что не могут уйти к конкурентам из-за отсутствия достойной альтернативы. Стивидор, утверждают источники, проводит аналогичный мониторинг, чтобы подготовиться к возможному разбирательству.
ФАС наращивает контроль за ценообразованием на рынке стивидорных услуг, комментирует эксперт. По его мнению, нынешний опрос сформулирован так, чтобы укрепить позицию антимонопольной службы: границы рынка можно обозначить таким образом, чтобы каждый терминал мог рассматриваться как локальный монополист, а конкуренция возможна только в рамках одного порта.
У НМТП есть успешный опыт противостояния с ФАС. В 2016 году служба обвинила девять стивидоров в том, что они устанавливают монопольно высокие цены на перевалку контейнеров, зерна, нефти и удобрений. На мировую не согласился только НМТП, после чего сумел в трех инстанциях отменить предписание и штраф в 9,74 млрд руб. Сейчас дело находится в Верховном суде РФ.