Предприниматель Константин Поторока подал в Роспатент заявку на регистрацию словесного товарного знака «БАЙДУ BAIDU». Служба отказала ему на том основании, что такое же название носит крупная китайская поисковая система, а это значит, что товарный знак, который хочет зарегистрировать коммерсант, может ввести потребителей в заблуждение.
Поторока возразил: Baidu Inc., которой принадлежит поисковая система, не работает в России и не имеет товарных знаков с более ранним приоритетом непосредственно на территории Российской Федерации. Кроме того, предприниматель указал, что он владеет доменом baidu.su, а заявленный товарный знак по своему смысловому значению связывается с идиоматическим выражением «нести байду».
Роспатент заявил, что Baidu Inc. использовала обозначение в мире задолго до даты подачи спорной заявки. Суд по интеллектуальным правам поддержал ведомство: регистрация товарного знака может ввести в заблуждение потребителей относительно того, кто оказывает услуги. К тому же и заявленные предпринимателем на регистрацию товары, и деятельность Baidu Inc. относятся к сфере IT.
Президиум СИП решение отменил: по его мнению, Роспатент не доказал, что Baidu Inc. использует спорный товарный знак для обозначения своих услуг на территории России и что продукты компании вообще известны в стране.
Роспатент обжаловал решение в Верховном суде и указал: Президиум СИП не принял во внимание, что само обозначение BAIDU, размещенное на главной странице поисковой системы, выполнено буквами латинского алфавита, а интерфейс указанной поисковой системы предусматривает возможность ввода запроса и получения ответа на русском языке, а также на других основных европейских языках, из чего следует доступность использования поисковой системы BAIDU российским потребителям.
Экономколлегия ВС согласилась и отменила решение Президиума СИП, признав правильной позицию суда по первой инстанции (дело № СИП-627/2017).