«По данным из открытых источников, стоимость чистых активов Utair на конец 2017 года и первого полугодия 2018-го имела отрицательные значения», – писал в ноябре прошлого года Калмыков руководителю Росавиации Александру Нерадько. Согласно «Методическим рекомендациям по оценке финансово-экономического состояния эксплуатантов», это «является показателем недостаточности финансовых ресурсов у авиакомпании», пишут «Ведомости».
«Недостаточность финансов представляет серьёзную угрозу безопасности полётов, высокие риски внезапной остановки деятельности и, как следствие, массового нарушения прав пассажиров, особенно в преддверии пика новогодних перевозок», – писал Калмыков. Он также напомнил Нерадько, что авиакомпания должна подтверждать наличие финансовых и имущественных ресурсов для эксплуатации судов и поддержки их лётной годности, а контролировать это должна Росавиация.
Калмыков в своём не стал указывать конкретные меры, которые должны принять власти из-за сложностей в компании Utair. Гендиректор «Победы» закончил своё письмо словами «направляется для информации».
Обращение Калмыкова в Росавиацию подтвердили два человека, знакомые с ситуацией. 20 декабря Utair допустила дефолт по синдицированному кредиту 11 банков, всего по двум синдицированным кредитам авиакомпания должна 38,6 млрд руб., еще 17,4 млрд – отдельно Сбербанку, 4,9 млрд – структурам «Сургутнефтегаза» и 3,3 млрд руб. – по облигациям. Перевозчик ведёт с синдикатом переговоры о реструктуризации. При этом сбоев в полётах не было. Представители Росавиации, Utair и «Победы» от комментариев отказались.
Это уже второй раз, когда группа «Аэрофлот» (в неё входит лоукостер «Победа») обращается к властям из-за Utair. В декабре 2014 года гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев и гендиректор авиакомпании «Сибирь» (входит в S7 Group) Владимир Объедков попросили первого вице-премьера Игоря Шувалова не поддерживать Utair, финансовые проблемы которой стали следствием «бессистемной экспансии» за счёт дешёвых тарифов. Савельев и Объедков обещали бесплатно перевезти в случае остановки конкурента большую часть его пассажиров.
Правительство к их совету не прислушалось и выдало авиакомпании госгарантии на 9 млрд руб., вкупе с поддержкой акционеров это позволило перевозчику в конце 2015 года реструктурировать долги в 42 млрд руб. перед банками и 14,5 млрд руб. перед держателями облигаций.
На российском рынке снова образовался избыток самолётов, для их загрузки на фоне падающих доходов населения авиакомпании вынуждены держать низкие цены, что делает отрасль убыточной, рассказали «Ведомостям» топ-менеджеры нескольких авиакомпаний. Это будет длиться до тех пор, пока какая-нибудь авиакомпания не уйдёт с рынка – это облегчит жизнь всем оставшимся. Так было в 2015 году, когда обанкротилась «Трансаэро», а уже в 2016-м все крупнейшие игроки – «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и Utair – показали рекордную прибыль.
«Письмо одного из игроков само по себе никаких последствий для Utair иметь не будет. Росавиация и так следит за финансовым состоянием авиакомпаний на ежеквартальной основе, плюс у регулятора масса поводов для внеплановых проверок», – говорит директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.