Как пишут «Ведомости», по условиям действующих соглашений с Минэнерго 10 нефтяных компаний до конца марта обязаны сдерживать цены на АЗС и в мелкооптовой торговле на уровне, согласованном с правительством. Стоимость топлива на заправках с января выросла только на 0,4–1,1%.
Накануне «направления развития рынка нефти и нефтепродуктов» обсуждались на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Нефтяники не присутствовали, только чиновники. Было решено продлить соглашения до конца июня, сказал Козак.
Кроме того, правительство скорректирует механизм обратного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой. Если сейчас экспортная цена на топливо превышает цену отсечения, то государство компенсирует нефтяникам 60% разницы; в обратной ситуации уже компании должны доплачивать в бюджет. Планку, от которой рассчитывается компенсация за бензин, предложено снизить с 56 000 до 51 000 руб. за тонну. Решения по дизтопливу пока нет.
Также кабмин решил ввести лицензирование экспорта, пишет РБК. Лицензии будут выдаваться тем, кто поставил определенный объем нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок. «Чтобы никого не ломать через колено и не заставлять ничего делать, первый, второй год это будет очень близко к тем объемам, которые поставляются сегодня и которые зафиксированы в этих соглашениях», – уточнил Козак. Он также сообщил, что кабмин откажется от права вводить заградительные экспортные пошлины, если топливо в России резко подорожает.
По оценке Vygon Consulting, убыток для компаний от применения демпфера за три месяца составил 25 млрд руб., еще 85 млрд руб. – это недополученная прибыль. Выпадающие доходы бюджета от изменений формулы составят 120–190 млрд руб. в год, заявил «Коммерсанту» глава налогового департамента Минфина Алексей Сазанов. По его словам, пятерка крупнейших нефтяников получила в 2018 году более 2,7 трлн руб. чистой прибыли. «В этих условиях Минфин будет настаивать на 100%-ной компенсации выпадающих доходов бюджета», – предупредил он.