Нефть, содержавшая хлорорганические соединения, попала в магистральную систему из хранилища в селе Лопатино Самарской области, а туда – якобы из частного узла в селе Николаевка. По версии следствия, речь идет о попытке скрыть хищения нефти на сумму не менее 1 млн руб. Загрязнение трубопровода, по которому сырье из России поставляется в Восточную и Центральную Европу, привело к временной приостановке экспорта в конце апреля.
С Трушевым, который, по его словам, сейчас находится в Германии, пообщался «Коммерсант». Он рассказал, что узлом до конца 2017 года владела принадлежавшая ему «Самаратранснефть-терминал». Впоследствии контроль перешел к НПФ «Благосостояние», а потом – к ООО «Нефтеперевалка». Юридическим бенефициаром последней Трушев назвал Светлану Балабай (одна из обвиняемых), а фактическим – Романа Ружечко, экс-гендиректора «Самаратранснефть-терминала» (находится в розыске).
Собеседник отвергает версию, что грязная нефть могла прийти из частного узла. Он утверждает, что сырье оттуда «не попадает сразу в нефтепровод «Дружба», а проходит смешивание в емкостном парке «Транснефти» на линейно-производственной диспетчерской станции «Лопатино» («Транснефть – Дружба»). Ссылаясь на слова Ружечко, Трушев говорит, что при подписании суточных паспортов ни в одной из апрельских проб не фиксировалось превышение уровня хлорорганики. Нарушения обнаружились лишь при повторной проверке, в результатах которой он сомневается.
«Мы хотим, чтобы пошло объективное расследование, чтобы обязательно проверили терминал «Транснефть – Дружба», чтобы опросили операторов, лаборантов и других сотрудников», – сказал Трушев. По его оценке, на узел «Нефтеперевалки» приходится лишь 40 000 из 5 млн тонн нефти, ежемесячно проходящей через «Лопатино», и компания не могла «забить хлорорганикой» такой объем.
Решение, возвращаться ли в Россию, бизнесмен намерен принять в ближайшие дни. Ранее четверо из шести фигурантов были задержаны и заключены под стражу. Им инкриминируют приведение в негодность нефтепровода (ч. 4 ст. 215.3 УК), организацию преступного сообщества (ст. 210 УК) и кражу (ст. 158 УК).