На сбор биометрических данных в обязательном порядке пожаловались клиенты банка «ФК «Открытие». Один из них сообщил, что в кредитной организации невозможно открыть дебетовую карту без фотографирования, другой по этой же причине не смог открыть вклад, передаёт «Коммерсант». Похожая ситуация сложилась и в Почта-банке. Там клиент, отказавшийся сдать биометрию, может рассчитывать лишь на лимитированный набор услуг.
Официальный представитель «ФК «Открытие» подтвердил, что банк фотографирует вкладчиков в обязательном порядке.
«Во-первых, согласно требованиям законодательства в рамках 115-ФЗ (закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»), банки обязаны идентифицировать своих клиентов, при этом выбор необходимых для этого сведений и документов остается на усмотрение самих кредитных организаций. Таким образом, фотографирование клиентов необходимо для соблюдения регуляторных требований в части идентификации клиентов», – сообщили в «ФК «Открытие», добавив, что наличие базы снимков позволяет снизить риски мошеннических операций.
В Почта-банке отметили, что собирают биометрию с той же целью: для защиты клиентов от мошенников. В кредитной организации считают, что действуют в соответствии с Гражданским кодексом, согласно которому при заключении договора банковского счёта клиенту открывается счёт на условиях, согласованных сторонами.
«Договором на открытие банковского счета предусмотрена процедура аутентификации клиента по фотографии. Таким образом, принимая оферту банка о заключении договора банковского счета, клиент соглашается и на фотографирование», – сообщили в банке.
По словам партнёра юрфирмы Дмитрия Горбунова, клиент банка может отказаться от передачи биометрии, это является его законным правом.
«Это не отменяет того факта, что банк может в этом случае отказать в заключении договора, поскольку действительно имеет право самостоятельно определять сведения или документы, необходимые для идентификации клиента. Принцип свободы заключения договора предполагает, что ни одна из сторон не может принуждать другую к его заключению, так что если клиент не хочет предоставлять свою фотографию, а банк не согласен заключать договор в отсутствие обязательных к предоставлению данных, то они могут просто этот договор не заключать», – заявил Горбунов.
В Росфинмониторинге отметили, что 115-ФЗ даёт клиентам право на сдачу биометрических данных, но не вменяет им это в обязанность. В ЦБ сообщили, что 115-ФЗ позволяет банкам размещать сведения о клиенте в Единой системе идентификации и аутентификации, а также в информационной системе персональных данных, но только с согласия человека.
В 2018 году вступил в силу закон, который обязывает банки хранить биометрические данные клиентов (изображение лица и запись голоса). Как сообщали в ЦБ, процедура сбора данных является бесплатной и осуществляется только с согласия клиента. Биометрия позволяет пользоваться услугами кредитных организаций дистанционно.