Резолютивную часть постановления огласила тройка 6-го ААС в составе председательствующего судьи Александра Воронцова и судей Ирины Пичининой и Сергея Ротаря. Таким образом, определение Арбитражного суда Амурской области об удовлетворении ходатайства об отказе от иска и обеспечительных мер по нему (дело № А04-4313/2019) осталось без изменения.
Компания «Финвижн» 24 июня обратилась в АС Амурской области. Она просила суд обязать Evison выдать доверенность на голосование 9,99% акций банка «Восточный» на собрании акционеров, которое должно было пройти 28 июня. Ранее суд обязал Evison передать эти акции «Финвижн» в рамках исполнения колл-опциона, после чего обратил решение к принудительному исполнению (дело № А04-1784/2019).
Истец утверждал, что, несмотря на принудительное списание акций, Evison отказалась выдавать доверенность на голосование ими. В «Финвижн» отмечали, что из-за этого банк не сможет назначить председателя правления банка. В результате кредитную организацию могут перевести в более низкую классификационную группу. Банк также не сможет провести реструктуризацию кредитов ГК «Волгбас» и других заемщиков.
Истец заявлял, что кипрская компания намеренно ухудшает финансовое состояние банка с целью создания необходимости в допэмиссии, чтобы впоследствии приобрести дополнительные акции за счет опционных. В связи с этим «Финвижн» просила наложить обеспечительные меры на опционные акции банка. Суд удовлетворил заявление истца и обязал ОАО «Якутский фондовый центр» учесть эти акции при голосовании на собрании акционеров.
28 июня прошло собрание акционеров, где был назначен новый состав совета директоров кредитной организации. В обновленный совет «Восточного» вошли девять человек: пять от «Финвижн» и четыре от Baring Vostok. 12 июля истец подал заявление об отказе от иска. 16 июля суд его удовлетворил и снял обеспечительные меры с опционных акций.
Представитель Evison Олег Койда в беседе с «Интерфаксом» заявлял, что компании Аветисяна спор был необходим только ради обеспечительных мер. На самом деле, по его словам, истец не предпринял ничего, чтобы эту доверенность получить. «Иск был заведомо необоснованным, что подтверждает отказ «Финвижн» от него. Очевидно, что и обеспечительные меры были необоснованными по такому отказному иску. Если подаешь заведомо необоснованный иск и потом оказываешься, то по закону предусмотрены штрафные санкции. Штраф до 1 млн руб.», – рассказал Койда.
В Baring Vostok назвали это решение «узаконенным рейдерским захватом банка». По словам представителя фонда, обеспечительные меры фактически предрешили исход дела, что запрещено законодательством и судебной практикой.
Спор Baring Vostok и «Финвижн» разгорелся из-за опциона, по которому структура Baring Vostok обязалась продать 10% акций компании Аветисяна. Когда срок подошел, Evison Holdings Ltd отказалась это делать. Это привело к корпоративному конфликту ключевых акционеров. В феврале правоохранительные органы задержали главу фонда Майкла Калви, а также топ-менеджеров инвестфонда Ивана Зюзина, Филиппа Дельпаля и Вагана Абгаряна, а также экс-главу «Восточного» Алексея Кордичева и гендиректора «Первого коллекторского бюро» (ПКБ) Максима Владимирова.
По версии следствия, Калви убедил акционера «Восточного» принять у ПКБ акции International Financial Technology Group S.C.A. в счет долга и вместе с другими фигурантами завысил стоимость ценных бумаг с 600 000 руб. до 2,5 млрд. Сначала всех фигурантов заключили в СИЗО, позднее Калви и Кордичеву изменили меру пресечения на домашний арест. Позже под домашний арест отправили и Дельпаля.