«Ведомости» ознакомились с отчетом Счетной палаты, в котором представлен анализ работы особых экономических зон (ОЭЗ; на начало 2019 года было 26 зон в 23 регионах), территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР; сейчас их действует 85), промышленных парков (61 парк в 32 регионах) и индустриальных кластеров (45 кластеров в 35 регионах).
Согласно выводам ведомства, с 2006 по 2018 год правительство потратило на создание, развитие и поддержку ОЭЗ 136 млрд руб. из федерального бюджета, инвесторы за это время вложили почти 370 млрд руб. (95,5% от плана), создали более 37 000 рабочих мест (показатель даже превысил план на 2%). Но большая часть инвестиций пришлась всего на четыре зоны: Алабугу, Липецк, Санкт-Петербург и Технополис в Москве, а всплеска роста экономики в таких зонах не произошло. Экономика в них росла естественным образом. В итоге компании, уже работавшие ранее, получили статус резидента и продолжили ту же деятельность, но в более комфортных условиях, пишет Счетная палата.
В то же время инвесторам не всегда нужна помощь. Например, индустриальные парки и кластеры не успевают раздать субсидии, так как за ними мало обращаются (всего на субсидии за 2016–2019 регионы получили 9 млрд руб.), пишет Счетная палата. А сами проекты медленно реализуются. Так, из пяти проектов, которые надо было завершить к 1 сентября 2019 года, успешно выполнено всего три.
В Счетной палате также отметили наличие проблем у ТОСЭР, ведь закон о них принимался без расчетов будущих расходов и экономического эффекта. ТОСЭР должны не только ускорять темпы роста экономики, но и решать социально-экономические проблемы регионов Дальнего Востока. Но пока они теряют средства из-за таких территорий: в 2017 году недополучено 1,5 млрд руб., а в 2018 году – уже 2,4 млрд руб.
Налоговые потери моногородов (всего в них сейчас работает 65 зон) пока меньше – всего 812 млн руб. в 2018 году, но они также растут. При этом население таких городов, напротив, сокращается (на 38 600 человек за 2016–2018 годы). В Минэкономразвития сообщили «Ведомостям», что министерство планирует изменить программу развития моногородов, также рассматривается возможность поддержки компаний и бюджета моногорода за счет налоговых поступлений, которые идут в федеральный бюджет от новых инвестиционных проектов.
В своем отчете Счетная палата также отметила проблемы с качеством управления отдельных зон, мониторингом их работы и оценкой экономической эффективности. Аудиторы подчеркнули, что необходимо выдавать льготы на основе социального и экономического эффектов, а также создать новое законодательство, которое определяло бы единый механизм развития таких территорий.