Как пишет «Коммерсант», сейчас Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) уже выдает заключения о форс-мажоре из-за коронавируса при срыве экспортных поставок. Между тем у компаний возникают сложности при выполнении внутренних контрактов. В частности, у автопроизводителей.
Так, 28 февраля на совещании в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) глава ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин предложил считать коронавирус форс-мажором. Он уточнил, что автоконцерны, которые работают по ФЗ-44 о госзакупках, уже сталкиваются со сложностями и штрафами при неисполнении обязательств. «Я могу сказать, что глобальные поставщики по датчикам давления и температуры масла в двигателе компании Bosch фактически объявляют о форс-мажорных обстоятельствах. 100% двигателей, которые мы делаем, оснащаются датчиками Bosch», – отметил Когогин.
Сейчас ТПП рассматривает в качестве форс-мажора не саму эпидемию коронавируса COVID-2019 в Китае, а те ограничительные меры, которые принимает правительство на территории России для предотвращения распространения эпидемии, сообщил президент ТПП Сергей Катырин. Он добавил, что кабмин действительно может, руководствуясь ФЗ-44, принимать решения по изменению условий крупных контрактов в сфере госзакупок. Например, по переносу сроков их исполнения. Однако «данными о подготовке таких решений палата пока не располагает». В Минпромторге подтверждают, что действующее законодательство позволяет правительству определять особенности осуществления конкретных закупок (ст. 111 ФЗ-44).
Проблемы с исполнением крупных госконтрактов в связи с коронавирусом уже имели место. Так, «Ростелеком» в августе 2019 года был выбран единственным исполнителем по поставке Росстату планшетов с отечественной мобильной операционной системой для всероссийской переписи населения, стартующей 1 октября. Но уже в феврале у компании возникли трудности с поставками комплектующих для сборки этих устройств из-за карантина в провинции Хубэй.