«Законопроект предлагает три блока вопросов. В частности, речь идет о дополнительных полномочиях Правительства РФ по повышению эффективности борьбы с коронавирусом, устранение последствий пандемии как для здоровья граждан, так и для бизнеса и экономики в целом, которые оказались в сложнейших условиях», — сказал председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев (цитата - сайт ГД).
Согласно законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», правительство (координационный орган Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) сможет вводить режим повышенной готовности или ЧС на всей территории России либо на ее части, а также правом устанавливать обязательные для исполнения правила поведения во время действия спецрежимов.
Также правительство в случае ЧС сможет устанавливать ограничения на оптовую и розничную торговлю медицинскими изделиями, но не более чем на 90 дней.
Одновременно вводятся особенности регулирования государственных и муниципальных закупок. Правительство сможет в 2020 году установить дополнительный перечень случаев, когда закупки для государственных и муниципальных нужд можно осуществлять у единственного поставщика. Кроме того, можно будет изменять срок исполнения контракта ввиду обстоятельств, вызванных распространением коронавируса. Также предусмотрено списание суммы штрафных санкций в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта по причине коронавируса.
При введении режима повышенной готовности или ЧС в целях защиты жизни и здоровья россиян голосование на выборах, референдумах может быть отложено по решению избирательной комиссии.
Кроме того, кабинет министров сможет приостановить проведение проверок для бизнеса до конца года по линии муниципального контроля и надзора.
В исключительных случаях правительству предлагается предоставить право на введение моратория на возбуждение дел о банкротстве. «При этом с учетом правоприменительной практики для дел о банкротстве, возбужденных в течение трех месяцев после прекращения моратория, предусмотрено регулирование периодов и сроков признания лиц, заинтересованными по отношению к должнику, оспаривания сделок, определения состава и размера обязательств должника, а также заключения в деле о банкротстве мирового соглашения, которое в период действия моратория может быть заблаговременно согласовано должником с кредиторами», - говорится в пояснительной записке к документу.
Мораторий, по мнению советника судебно-арбитражной практики Дениса Голубева, не всегда позволит восстановить платежеспособность должника и исключить банкротство после его отмены без иных мер поддержки бизнеса. «Сокращение количества банкротств в период моратория может привести к их кратному увеличению после его отмены», - отмечает Голубев. - «Мораторий может создать значительные финансовые риски для кредиторов, которые не смогут получить исполнение от своего должника в рамках исполнительного производства (даже несмотря на наличие у должника достаточного имущества), но сами окажутся в просрочке перед своими кредиторами».
Восстановление платежеспособности в период моратория может быть затруднено из-за опасений контрагентов должника, что заключаемая сделка будет признана ничтожной. Это может привести к отказу некоторых кредиторов от заключения сделок, в том числе затруднить получение финансирования для реструктуризации задолженности, уверен юрист. «Тем не менее, принятые правительством изменения, в первую очередь, преследуют цель не допустить лавинообразного банкротства компаний на фоне текущей ситуации. В целом, закон устанавливает разумный баланс между интересами должников, оказавшихся в трудной экономической ситуации, и их кредиторами», - заключает Денис Голубев.
«Принятие закона обеспечит защиту здоровья населения и нераспространение новой коронавирусной инфекции 2019-nCoV на территории Российской Федерации, поддержку и обеспечение законных интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и возможность оперативного принятия мер, направленных на оптимизацию деятельности федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими полномочий в сфере контрольно-надзорной и разрешительной деятельности», — считают авторы законопроекта.