Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) заметила признаки создания «барьера» в действиях Казахстана, который прекратил поставки металлического лома в Россию, передаёт РБК. Согласно методологии ЕЭК, барьер – недопустимые препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
О выводах ЕЭК говорится в её заключении, подготовленном к совещанию заместителей руководителей госорганов стран – членов ЕАЭС по обсуждению отдельных препятствий на внутреннем рынке союза. Когда пройдут переговоры с казахстанской стороной по поводу поставок лома в РФ или заседание коллегии, не уточняется.
Согласно сообщению РБК, Казахстан отправлял в РФ около 1 млн т лома каждый год. В мае 2020-го поставки упали в три раза, а с июня фактически полностью прекратились.
Из заключения ЕЭК следует: 10 июня «дочка» «Казахстанских железных дорог» «КТЖ-Грузовые перевозки» издала приказ, который запрещает приём к перевозке вагонов с ломом, а также отходами чёрных и цветных металлов, отправляемых на экспорт, в том числе в РФ. С 2018 года в Казахстане существует запрет на вывоз лома и отходов чёрных и цветных металлов автомобильным транспортом.
В начале июня топ-менеджер «Магнитогорского металлургического комбината» («ММК») Виктор Рашников обратился в российский Минпромторг с жалобой на нехватку лома из Казахстана. «ММК» – основной потребитель этого сырья.
После этого первый замглавы министерства Виктор Евтухов написал в Минэкономразвития письмо о дефиците лома на Урале, который ранее покрывался за счёт поставок из других российских регионов и Казахстана. После запрета на экспорт лома в РФ казахские металлурги, конкуренты российских компаний, продолжали поставлять в Россию 50% продукции из этого сырья – стали, отмечал Евтухов. МЭР потребовало рассмотреть вопрос о запрете Казахстаном экспорта лома на коллегии ЕЭК.
На совещаниях ЕЭК представители Министерства торговли и интеграции Казахстана отрицали наличие ограничений на вывоз лома, кроме запрета на его экспорт автомобильным транспортом. Их официальная позиция: «КТЖ-Грузовые перевозки» осуществляет свою деятельность самостоятельно; издаваемые им акты не входят в систему нормативно-правовых актов Казахстана».
По мнению источника РБК, близкого к ЕЭК, дело вряд ли дойдёт до суда. Скорее всего, вопрос о барьере на рынке обсудят на переговорах или вынесут на коллегию ЕЭК.

