Министерство обороны заключило контракт на оказание услуг по комплексу антивирусной защиты с обществом «Сервионика». Исполнитель выполнил работы с опозданием, за что ему начислили неустойку в 3,77 млн руб. Но «Сервионика» попросила списать ей половину от этой суммы на основании правительственного постановления № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)».
Первая инстанция удовлетворила иск Минобороны, когда спор о неустойке дошел до суда. Но отметила, что, согласно преддоговорной переписке сторон, соглашение должно быть заключено 4 марта 2016 года, а не 18 марта. Соответственно, срок исполнения обязательств составлял 28 дней вместо 14-ти, поэтому суд пересчитал размер неустойки и взыскал с «Сервионики» 2,6 млн руб. (дело № А40-82021/2019). Апелляция решение пересмотрела и заставила снизить неустойку на 50%, как и просил ответчик. Кассация с этим согласилась.
Минобороны в своей жалобе, поданной в экономколлегию, отмечает: обязанность списать половину неустойки возникает у заказчика только в том случае, если исполнитель оплатил другую половину до окончания финансового года. Но «Сервионика» этого не сделала.
Экономколлегия разобралась в деле, отменила акты апелляционного и кассационного судов и отправила дело на пересмотр в 9-й ААС.