В ОП РФ в рамках круглого стола с участием представителей Минтранса и МВД обсудили возможность регулирования порядка использования новых видов транспортных средств – электросамокатов, гироскутеров, моноколес, сигвеев и так далее. Автор предложенных изменений Александр Холодов, заместитель председателя комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, считает, что действующие Правила дорожного движения не подходят для применения гражданами указанных средств передвижения. Использование таких объектов, как с электродвигателем, так и без него, на сегодня получает широкое распространение. Однако в текущей редакции ПДД лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства, приравниваются к пешеходам.
Официальная статистика гласит, что в 2018 году по стране зафиксировано 39 случаев ДТП с участием подобных электрических средств передвижения, при этом ранения получили 40 человек. За 6 месяцев 2019 года совершено уже 40 ДТП, в которых 39 человек ранены и два человека погибли, говорится в пояснительной записке к проекту поправок в ПДД.
Участники обсуждения отметили, что в первую очередь отсутствие четкого порядка регулирования использования средств индивидуальной мобильности приводит к проблемам в судах. Поскольку данные устройства не имеют статуса механических транспортных средств и пострадавшему в ДТП с участием электросамоката или сегвея доказать вину причинителя ущерба стоит немалых усилий.
Александр Ястриб, член Общественного совета при Минтрансе, заметил, что большинство поездок с использованием таких средств передвижения осуществляется в рамках сезонного проката велосипедов и самокатов с электродвигателями. По его мнению, для лиц, использующих велосипеды и самокаты в коммерческих целях, следует установить ограничение и определить порядок движения либо по правой стороне проезжей части, либо по велодорожкам.
Эксперты отметили, что известны случаи в судебной практике, когда суды признавали виновными в ДТП водителей электросамокатов и штрафовали за вождение без водительского удостоверения и отказ проходить медосвидетельствование.
Авторы изменений полагают, что такие средства передвижения следует отнести к источникам повышенной опасности. В противном случае к таким объектам невозможно будет применять нормы о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ), административные санкции, связанные с лишением управления транспортными средствами (ст. 12.24 КоАП РФ) и нормы ответственности за невыполнение обязанностей в связи с ДТП (ст. 12.27 КоАП РФ).
Проектом поправок к ПДД предлагаются следующие меры:
— ввести в ПДД термин «средство индивидуальной мобильности», под которым понимается транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), приводящееся в движение мускульной энергией лица, находящегося на нем или имеющем систему гироскопической стабилизации (роликовые коньки, самокаты, скейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства);
— приравнять к мопедам велосипеды и средства индивидуальной мобильности с электродвигателем, за исключением тех, которые имеют гироскопическую стабилизацию;
— для использования средств индивидуальной мобильности (в том числе детских), не оборудованных электродвигателем или имеющих систему гироскопической стабилизации, применять правила движения для велосипедистов;
— для передвижения велосипедов и средств индивидуальной мобильности с электродвигателем применять правила для движения мопедов;
— запретить движение велосипедов и средств индивидуальной мобильности по правому краю проезжей части дороги в случае отсутствия на них электродвигателя, тормозной системы, звукового сигнала, световозвращателей и фары;
— предусмотреть возможность движения мопедов, велосипедов и средств индивидуальной мобильности по краю проезжей части дороги или обочине только по достижении 16-летнего возраста.
В ОП РФ сообщили, что окончательный текст принятой резолюции с учетом мнений всех участников круглого стола будет опубликован позднее.