Индивидуальный предприниматель Алексей Канищев уплатил страховые взносы за 2014 год без учета произведенных расходов, связанных с извлечением доходов. В августе 2018 года он обратился в ПФР с заявлением о возврате переплаты, но ему отказали.
В ноябре 2019 года Канищев обратился в суд (дело № А50-36354/2019). Предприниматель настаивал, что узнал о своем праве на возврат переплаты только в декабре 2016 года. Тогда Конституционный суд вынес свое постановление № 27-П, в котором указал на необходимость при расчете доходов в целях исчисления страховых взносов учитывать, что ИП вправе получить профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных расходов от осуществления предпринимательской деятельности.
Суды решили, что о наличии спорной переплаты страховых взносов предприниматель мог узнать не раньше момента официального опубликования постановления КС. А значит, он не пропустил трехлетний срок на обращение в суд. Три инстанции вернули Канищеву переплату.
Верховный суд признал их выводы неправомерными. Экономколлегия напомнила, что КС в своем постановлении не признал нормы права неконституционными, а лишь дал им толкование и установил их конституционно-правовой смысл.
Поэтому вне зависимости от постановления КС переплата по страховым взносам у предпринимателя возникла в момент перечисления в бюджет пенсионного фонда страховых взносов за спорный расчетный период. О ее наличии предприниматель должен был знать с момента ее образования, то есть не позднее 1 апреля 2015 года применительно к платежам за 2014 год, так как расчет сумм страховых взносов он производил самостоятельно.
Таким образом, Канищев пропустил как трехлетний срок на обращение в ПФР, так и трехлетний срок на судебное обжалование. Из-за этого ВС принял решение отказать предпринимателю в иске. Переплату страховых платежей ему не вернут.