С жалобой в ВС обратилось Агентство по страхованию вкладов, управляющий страховой компанией «Московия». В апреле 2017 года компания перечислила 80 млн руб. в счет оплаты векселя на счет аффилированного лица, Марата Гильметдинова. А 20 июля того же года в «Московии» ввели временную администрацию.
Сделка была оспорена только в сентябре 2019 года, то есть за пределами годичного срока. На это указал Арбитражный суд Московского округа, по мнению которого АСВ должно было узнать о совершении спорной сделки, когда пришло в страховую компанию в качестве временной администрации.
Но в Агентстве настаивают: тогда у них не было «исчерпывающей информации» о сделке, она появилась только в марте 2019 года, когда получатель 80-миллионных платежей передал необходимые документы в суд. А значит, АСВ не пропустило годичный срок (дело № А40-161486/2017).
«Вывод окружного суда о том, что о признаках порочности спорных банковских операций агентство могло быть осведомлено сразу же с момента его назначения временной администрацией, несостоятелен», – решила экономколлегия. Одновременно с этим судьи обратили внимание на то, что нижестоящие инстанции проигнорировали доводы Гильметдинова: агентство имело реальную возможность узнать об обстоятельствах спорных банковских операций, необходимых для оспаривания сделок, не только из сведений, полученных в районном суде, но и гораздо раньше. Например, обратиться в «Альфа-банк», где у него был открыт счет. Кроме того, АСВ направляло письма Гильметдинову на адрес, по которому он никогда не проживал.
Спор направили на новое рассмотрение в АСГМ, который должен будет разобраться в «разумности, расторопности и добросовестности» Агентства по страхованию вкладов.