23 июля Конституционный суд подтвердил, что суды обязаны по требованию взыскателя индексировать ранее присуженную ему сумму. Постановление КС обязывает законодателя внести изменения в ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса, которая допускает отказ в такой индексации. Опрошенные Право.ru эксперты надеются, что это решение откроет дорогу для более эффективной защиты интересов взыскателей, которой сейчас в законодательстве ощутимо не хватает.
История вопроса
Конституционный суд рассмотрел эту статью в связи сразу с двумя однотипными обращениями.
Гражданин А. взыскал с Ф. 2,1 млн руб. в 2015 году. Кредитор обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан, так как не получил эту сумму, и просил индексировать ее с учетом прошедшего времени. Поскольку ст. 183 АПК не предусматривает индексации присужденных сумм, за исключением специально оговоренных законом или договором между сторонами случаев, суд приостановил рассмотрение дела и обратился в КС.
В другом деле в 2017 году АС Петербурга и Ленобласти взыскал с гражданина убытки в пользу компании, процессуальным правопреемником которой в 2018-м стало физическое лицо. Новый взыскатель позднее обратился в суд за индексацией суммы убытков, но три инстанции в этом отказали со ссылкой на ту же статью АПК.
Позиция КС
Конституционный суд напомнил, что в 2008 и 2019 годах он отказывал в оценке конституционности ст. 183 АПК. Но с учетом динамики общественных отношений и для дальнейшей правовой защиты граждан на сей раз КС принял аналогичные жалобы к рассмотрению.
Кроме того, в январе он уже рассматривал ст. 208 Гражданского процессуального кодекса, которая идентична рассматриваемой статье АПК. Тогда КС пришел к выводу, что норма, которая позволяет судам отказывать гражданам в индексации присужденных денежных сумм, противоречит Основному закону. Суд обязал законодателю внести коррективы в ГПК, но пока этого не было сделано.
Правовые механизмы, которые позволят выигравшей стороне компенсировать неблагоприятные последствия неисполнения судебного акта в разумный срок, необходимы для справедливого правосудия, считает КС. Снижение реальной ценности присужденных денежных сумм из-за инфляции – одно из таких последствий.
Но сейчас эффективный правовой механизм компенсации таких потерь в России отсутствует. Ст. 183 АПК позволяет судам отказать заявителю в индексации, если соответствующие указания отсутствуют в законе или в договоре. Она также не содержит критериев, согласно которым индексацию нужно проводить. Это не отвечает позиции КС, который рассматривает институт индексации в качестве упрощенного порядка возмещения взыскателю финансовых потерь. Невозможность воспользоваться таким порядком умаляет право граждан на судебную защиту.
Поэтому Конституционный суд предписал законодателю скорректировать ст. 183 УК и предусмотреть механизм такой индексации. Пока этого не будет сделано, в тех случаях, когда договор или какой-либо закон не содержат критериев индексации, суды должны руководствоваться официальным индексом потребительских цен на сайте отвечающего за статистику госоргана.
Например, индекс потребительских цен в мае был 100,74%, в апреле 100,58% к предыдущему месяцу (по данным Росстата).
Решение АС Петербурга подлежит пересмотру, а АС Татарстана при рассмотрении заявления гражданина должен руководствоваться сформулированным КС подходом.
Индексацией не пользуются из-за отсутствия внятного механизма
Индексация ранее присужденных сумм – крайне редкий механизм защиты прав взыскателя как в гражданских, так и в арбитражных делах, говорит Александра Карабутова, юрист адвокатского бюро «НБ». Причина кроется именно в дефектах норм ГПК и АПК об индексации.
При этом в гражданском процессе после постановлений КС по ст. 209 ГПК заявления об индексации практически всегда удовлетворяются. В арбитражных делах, напротив, до сих пор зачастую в этом отказывали, говорит Карабутова.
Асия Мухамедшина, член Ассоциации юристов России, руководитель компании «Юрист», говорит, что в ее практике такие отказы в первой инстанции вышестоящие суды рассматривали как существенное упущение и нередко отменяли. Верховный суд придерживается механизма взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами вместо индексации, что позволяло частично компенсировать противоречивую практику по ней, добавляет Карабутова.
В поисках правовой определенности
В то же время взыскание процента за пользование чужими денежными средствами – совсем иной по своей правовой природе механизм, чем индексация с соответствии с инфляцией, указывает Карабутова. Из-за этого позиция ВС не оказывала значимого влияния на практику нижестоящих судов по делам об индексации.
При этом и после того, как КС сформулировал позицию об обязательной индексации относительно ст. 209 ГК, арбитражный суды продолжали отказывать в ней со ссылками на особенности арбитражного процесса, говорит эксперт.
Статистические показатели
Кирилл Барановский, старший юрист бюро , указывает, что часто причиной отказов суда становятся проблемы с расчетом.
Дело в том, что используемый обычно для корректировки суммы индекс потребительских цен – это социологическая величина, и разные исследователи рассчитывают его неодинаково. В результате суд может не принять предложенный заявителем расчет и на основании этого отказать в индексации.
Необходимы конкретные разъяснения для судов, какой из индексов, согласно статистике Росстата, следует применять – например, по отношению к предыдущему периоду или к декабрю предыдущего года.
Индекс потребительских цен в принципе не в полной мере компенсирует финансовые потери, считает Александр Иноядов, адвокат BMS Law Firm. А ст. 209 ГПК и ст. 183 АПК носят отсылочный характер и не действуют в их нынешних редакциях сами по себе.
В России пока нет реального и эффективного механизма защиты прав взыскателей , говорит Иноядов. Все зависит от правоприменительного подхода судов.