Арбитражный суд Республики Татарстан


Арбитражный суд Республики Татарстан
Руководство
Первый заместитель председателя суда Латыпов Наиль Анверович
Заместитель председателя суда Кочемасова Любовь Анатольевна
Контакты
Адрес420014, г. Казань, Кремль, корпус 1, подъезд 2
Телефон+7 (843) 292-07-57
Сайтhttp://tatarstan.arbitr.ru/

История

Самые ранние сведения о существовании третейского суда восходят к эпохе Гомера, когда переход от личной расправы к договорному началу и признанию правовых норм уже успел совершиться. У римлян третейский судья назывался «арбитр». История специализированных судебных органов, действовавших в России и предназначавшихся для разрешения экономических споров, уходит также в глубину веков.

Истоки коммерческого суда восходят к Уставной грамоте 1135 года Новгородского князя Всеволода Мстиславовича — в ней упоминались особые суды для торгового сословия. Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре I. В 1699 году в Москве учреждена бурмистрская палата. В 1719 году создана Коммерц — Коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами.

Начало создания коммерческих судов в современном понимании относится к 1808 году, когда был учрежден коммерческий суд в Одессе. 14 мая 1832 года опубликовано Общее положение об учреждении коммерческих судов в России, ознаменовавшее появление системы таких судов — предшественницы нынешней арбитражной системы.

Новая история арбитражных судов начинается с 21 сентября 1922 года. Именно в этот день были созданы арбитражные комиссии, которые затем преобразовались в органы Государственного арбитража, а те, в свою очередь, — в ныне существующую систему арбитражных судов.

Судебно — арбитражные органы имеют рыночное происхождение. Они предназначены для обслуживания нормальной экономики, в которой есть товарно-денежный обмен производимыми благами, то есть товарами, услугами, результатами выполненной работы.

3 мая 1931 года было принято Положение о Государственном арбитраже, в котором указывалось, что он учреждается «для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями общественного сектора в направлении, обеспечивающим укрепление плановой и договорной дисциплины, и хозяйственного расчета».

Дальнейшее развитие организационно-правового механизма разрешения экономических споров в нашей стране получило в после военные годы, с принятием 23 июля 1959 года Советом Министров СССР постановления «Об улучшения работы Государственного арбитража».

Единой системой в масштабе СССР органы Госарбитража стали 17 августа 1960 года с утверждением Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

С принятием Конституции СССР 1977 года, конституций союзных, а также автономных республик Государственный арбитраж получил статус конституционного органа, что потребовало дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего процессуальную основу его деятельности.

17 мая 1991 года Верховный Совет СССР принял два закона, в корне изменивших деятельность арбитражных органов: «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР».

4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят закон РСФСР «Об Арбитражном суде», который вводился в действие с 1 октября 1991 года. С принятием названного закона арбитражным судам становятся подведомственны споры с участием граждан-предпринимателей.

В Татарстане такой же путь формирования прошли судебно-арбитражные органы республики. В разные годы руководителями Государственного арбитража при правительстве Татарстана работали: Плашев Вадим Петрович, Шамсутдинов Гарафай Хуснутдинович, Подгорнова Анна Алексеевна, Гараев Ильгиз Гараевич, Сунгатуллин Фарук Фатыхович.

Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 22 мая 1992 года Государственный арбитраж Республики Татарстан также был преобразован в Высший арбитражный суд Республики Татарстан и он стал конституционным органом республики. В соответствии с Договором от 15 февраля 1994 года, заключенным между Российской Федерацией и Республикой Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» в ведении Российской Федерации находится судоустройство, гражданское, арбитражно-процессуальное законодательство. В силу указанного Договора Высший арбитражный суд Республики Татарстан входит в единую судебную систему и работает в едином правовом пространстве страны.

В апреле 1995 года были приняты закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс РФ и закон «О введение в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 1995 года ввел в систему арбитражных судов третий уровень — окружные федеральные суды, ставшие промежуточной инстанцией между областными судами и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

25 октября 2001 года Высший Арбитражный суд Республики Татарстан преобразован в Арбитражный суд Республики Татарстан. Дальнейшее развитие системы арбитражных судов в Российской Федерации выразилось в создании самостоятельных арбитражных судов апелляционной инстанции.

На сегодняшний день Арбитражные суды и их практика являются, по существу, точным индикатором экономики, зеркалом происходящих в ней процессов. Ныне арбитражные суды вкупе с иными государственными судами — судебная власть, а арбитражные судьи, как и иные государственные судьи, — носители этой власти.

Сегодня система арбитражных судов работает и выполняет свою немаловажную роль в механизме государства, без которой представить современную российскую экономику и государство уже невозможно.

Место в судебной системе

Арбитражный суд Республики Татарстан относится к первому уровню системы арбитражных судов. Данный суд в соответствии со статьей З6 федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г.   1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»: рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;изучает и обобщает судебную практику;подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;анализирует судебную статистику.

Президиум арбитражного суда Республики Татарстан действует в составе председателя  суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает вопросы судебной практики и организации работы суда.

В Арбитражный суд Республики Татарстан входят коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Судебные коллегии рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

В составе судебных коллегий образованы восемь судебных составов, которые специализируются на рассмотрении дел определенных категорий по первой инстанции. Судебные составы возглавляют председатели судебных составов.