24 февраля, после начала военной операции России против Украины, богатейшие российские предприниматели потеряли $39 млрд — это больше их совокупных потерь с начала 2022 года. Такие расчеты приводит Bloomberg.
Вагит Алекперов, президент «Лукойла», якобы потерял за сутки почти треть состояния: оно сократилось на $6,2 млрд и теперь составляет $13 млрд. Около $12,1 млрд составило состояние Геннадия Тимченко, совладельца «Новатэка» и «Сибура», после потери $3,7 млрд. Глава совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов обеднел на $4,2 млрд, владелец НЛМК Владимир Лисин — на $3,9 млрд, председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон — на $3,8 млрд, президент «Норникеля» Владимир Потанин — на $3 млрд. На $100 млн выросло состояние совладельца «Еврохима» и СУЭК Андрея Мельниченко — у единственного из списка.
Для Алекперова и Тимченко 2022 год в целом выдался неудачным, по оценкам Bloomberg. За неполных два месяца они потеряли около 40% своего состояния — $10 млрд, не считая потерь 24 февраля. Так, еще 22 февраля Великобритания ввела дополнительные санкции против Тимченко из-за признания Россией ДНР и ЛНР. Накануне Bloomberg оценивал потери российских олигархов из-за санкций в связи с украинской ситуацией как $32 млрд.
Вечером 24 февраля президент Владимир Путин провел совещание с участием 37 представителей бизнеса. Президент пообещал обеспечить свободу предпринимательской деятельности и предсказуемость поведения властей, передают «Ведомости». В свою очередь бизнес должен максимально сохранить рабочие места в меняющихся условиях, отметил Путин.
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин отметил, что отечественный бизнес научился жить в условиях санкций с 2014 года. При этом он не намерен отказываться от своих международных обязательств, в первую очередь в сфере климатических проектов.
Шохин от лица бизнес-сообщества попросил в течение месяца доработать механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). По мнению главы РСПП, нужно создать формулы, которые сделают изменения условий СЗПК предсказуемыми в случае, например, существенных сдвигов по срокам реализации проектов.
Как отмечает «Коммерсант», подробности мероприятия за рамками стандартной официальной части малодоступны. Инсайдеры издания утверждают, что предприниматели рассчитывают на сохранение и развитие коронавирусной поддержки в условиях новых вызовов, а РСПП становится постоянным «приводным ремнем» между государством и бизнесом.