7 июня Государственная дума рассмотрела в первом чтении законопроект, который призван систематизировать нормы об иностранных агентах, сейчас зафиксированные в различных законах: 346 депутатов проголосовали за новеллу, 17 против, еще 18 воздержались.
Иноагентом могут признать любое российское или иностранное юрлицо, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, а также физлицо независимо от его гражданства. Основанием для этого может быть политическая деятельность, сбор значимой для военной безопасности информации, распространение сведений для неограниченного круга лиц либо финансирование такой деятельности в сочетании с получением поддержки из-за рубежа.
Из-под этих норм выведут органы власти, зарегистрированные религиозные организации и политические партии, госкомпании и публично-правовые компании.
Четыре действующих реестра иноагентов предлагается заменить единственным.
Основанием для исключения из реестра могут стать:
- ликвидация юрлица;
- смерть физлица;
- подтверждение по результатам проверки длительного неполучения иностранной поддержки или отказа от нее.
Документ устанавливает для «лиц под иностранным влиянием» полный запрет на занятие образовательной и просветительской деятельностью, участие в выборах, а также на участие в госзакупках.
Депутат от КПРФ Юрий Синельщиков указал на «разгромный» отзыв правительства на новеллу. Докладчик, депутат от ЛДПР Андрей Луговой, счел, что речь идет об отдельных недостатках, которые связаны с тем, что такой единый законопроект вводится впервые. «Совместно все эти недостатки и ошибки мы устраним», — заверил он.
«Англосаксонские страны пытаются развалить нашу страну изнутри путем финансирования и организации «пятой колонны», — подчеркнул Луговой. По его мнению, не только журналисты и политологи, но даже «депутаты всех уровней» прошли обучение в Великобритании.
Патриотизм на подножном корму
«Как должен жить гражданин РФ, чтобы гарантированно не попасть в список иностранных агентов?» — недоумевает депутат от фракции «Справедливая Россия — За правду» Валерий Гартунг. Луговой счел, что в такой реестр не попадет «человек с определенным уровнем патриотизма».
Гартунг отметил, что «иностранным источником» по закону могут быть и россияне или российские компании, в уставном капитале которых не менее 25% принадлежит иностранцам. То есть «под иностранным влиянием» можно оказаться, даже не зная этого, подчеркнул депутат.
«Если вы в лесу, без средств связи, на подножном корму — только в таком случае вы не станете иностранным агентом», — подытожил Гартунг.
Депутат от «Справедливой России» Валерий Кузнецов отметил очень высокий уровень субъективности в нормах законопроекта, что недопустимо в сочетании с жесткими ограничениями, которые он устанавливает.
Депутат Дмитрий Гусев заявил, что фракция «Справедливая Россия» поддержит законопроект и требует, чтоб он стал еще жестче. «В информационной войне каждое слово иноагента мощнее, чем ядерная бомба», — заявил он. В частности, лицам под иностранным влиянием нужно запретить работу в компаниях с госучастием, а детям чиновников нужно запретить обучение за рубежом. Попадание в реестр и выход из него должны проходить в числе прочего и в судебном порядке, добавил Гусев.
Депутат от КПРФ Юрий Синельщиков считает, что включение в реестр должно происходить исключительно через суд, кроме случаев, когда само лицо просит признать его иноагентом. В законе необходимо либо указать удельный вес иностранной помощи, либо определить ее критерии. Законопроект позволяет Минюсту запрашивать вообще у любых юрлиц учредительные документы, и по мнению Синельщикова, тем самым устанавливается тотальный госконтроль над всеми юрлицами в РФ.
По нормам нового законопроекта великий химик Дмитрий Менделеев вполне мог бы быть признан иностранным агентом, полагает депутат от фракции «Новые люди» Ксения Горячева. Под риском получить этот статус будет находиться любое лицо, которое ведет хоть какую-то публичную деятельность и как-либо взаимодействует с иностранцами. Это представляет большую опасность для российской науки, уверена Горячева.
Россия «умоляла» иностранные организации идти на диалог, но те от этого отказались, заявил депутат от «Единой России» Адальби Шхагошев.
«Когда речь идет о предательстве и патриотизме, в словах «тотальный государственный контроль» я слышу исключительно позитивные нотки», — подытожил Луговой.
Законопроект № 113045-8 «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием»