Госучреждение «Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева» провело закупку у единственного поставщика. Приобретали услуги по изъятию тканей человека для трансплантации. В результате закупки центр заключил договор с московским «Бюро судебно-медицинской экспертизы» на сумму 269 827 руб.
О сделке сообщили в столичное УФАС. Служба из-за этого провела внеплановую проверку и вынесла решение, что центр нарушил п. 6 ч. 1 ст. 93 закона «О контрактной системе» («Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)»). По этой норме заказчик может купить услуги у единственного поставщика, только если последний — госучреждение, которое власти наделили специальными полномочиями. В этом случае — правом забирать и заготавливать органы и ткани человека. Бюро к таковым относит приказ Минздрава и Российской академии наук, но в списке еще 50 организаций.
Центр обжаловал выводы антимонопольного органа в суде. Три инстанции встали на его сторону и признали решение властей незаконным. Раз бюро — госучреждение и включено в перечень Минздрава и РАН, то заказчик мог закупить услуги у единственного поставщика, заключили суды (дело № А40-76838/2022).
Столичные антимонопольщики обжаловали выводы нижестоящих инстанций в Верховном суде. Служба отметила, что в списке есть другие организации. А значит, надо было провести конкурентную закупку, считает УФАС. За этим последовало бы снижение цены.
Экономколлегия в решении по этому делу отметила: «Определение в одном перечне различных медицинских организаций <...> не исключает возможности конкуренции между данными учреждениями при самостоятельном участии в закупках для государственных и муниципальных нужд». Таким образом, ВС согласился с доводами антимонопольной службы, отменил решения нижестоящих инстанций и отказал госучреждению в иске.