В Кодексе об административных правонарушениях сейчас есть около 150 составов, по которым проверять и штрафовать бизнес могут одновременно и полиция, и органы надзора по ФЗ «О государственном и муниципальном контроле». Это приводит к массовым полицейским проверкам, которые мешают компаниям нормально работать. На это уже обращали внимание и в Минюсте, и в Генпрокуратуре. В надзорном ведомстве приводили статистику: за четыре месяца года оно успело согласовать менее 100 000 проверок из числа заявленных и отклонить почти 70% внеплановых полицейских мероприятий. При этом в течение последних двух лет по итогам полицейских проверок составили более 65 000 протоколов.
К концу лета по итогам XXVI Петербургского международного экономического форума президент сформулировал список поручений. Одно из них — ограничить полномочия сотрудников МВД в части привлечения бизнесменов к административной ответственности. «Коммерсант» узнал, что в правительстве готовят соответствующие поправки к Кодексу об административных правонарушениях. Они запретят полицейским возбуждать дела против предпринимателей по 46 статьям КоАП. В правительстве собираются проанализировать еще 151 норму «двойного действия». Если какие-то из них в итоге решат вывести из-под влияния силовиков, разработанный законопроект изменят ко второму чтению в Госдуме, когда его будут обсуждать уже детально.
В текущей версии документа кабмин посчитал, что полностью изолировать полицейских от госконтроля нельзя. Силовикам оставят возможность участия в мероприятиях, где нужно защищать «охраняемые законом ценности» и благополучие граждан, применять силу и спецсредства, проводить административные задержания или доставления. Это пригодится, например, если нарушитель угрожает инспекторам или игнорирует его требования. В секретариате главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко подчеркивают: при рассмотрении всех «спорных» статей КоАП обязательно будут учитывать мнения бизнеса, контролеров и силовиков.
Все зависит от точности формулировок
Юристы ждут от очередной инициативы снижения давления на бизнес, но подчеркивают: ее эффективность будет напрямую зависеть от итогов отбора составов «двойного действия». Но в эффективности этого мероприятия у экспертов есть сомнения.
Наталия Травкина, руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса , напомнила: бороться с внепроцессуальными проверками органов МВД начали уже давно. Например, с 1 января 2009-го ФЗ № 293 исключил некоторые внепроцессуальные права МВД, которые касались проверок предпринимателей. Одна из причин — негативное влияние таких мероприятий на бизнес. Но, как показывает статистика Генпрокуратуры по полицейским проверкам, это влияние остается, констатировала Травкина.
В контексте давно провозглашаемой политики уменьшения силового давления на бизнес законопроект, который обсуждается в правительстве, логичен и не лишен смысла, соглашается с коллегой Мария Равич, адвокат и юрист практики уголовно-правовой защиты бизнеса Разграничение полномочий МВД и контролирующих органов может сократить число искусственно инициируемых проверок. Они нередко перерастают в административные дела по надуманным основаниям для оказания незаконного давления на бенефициаров и топ-менеджеров бизнеса, объяснила Равич. В числе других плюсов предложения — оно может снизить коррупционную составляющую в работе правоохранителей и разгрузить аппарат МВД, освободив его от лишней нагрузки.
Но достигнет ли положительная идея постановленных целей — пока сложно сказать.
Безусловно, инициатива направлена на снижение давления на бизнес. Но получится ли в этот раз достигнуть этой цели — покажет практика.
Травкина обратила внимание, что законопроект предлагает внести поправки только в КоАП, но не затрагивает закон «О полиции». То есть полномочия сотрудников МВД по «внепроцессуальным проверкам» останутся в ст. 12 и 13 этого закона. На такие проверки не распространяется мораторий правительства, то есть их не нужно согласовывать с прокуратурой, продолжает эксперт. Поэтому инициатива вовсе не исключает вероятности, что информацию о найденных при проверке нарушениях полицейские все же будут передавать органам надзора. Но даже если это и будет происходить, то сразу возникают вопросы:
- потребуется ли для привлечения к ответственности дополнительная проверка, но уже органом исполнительной власти (судя по формулировкам, да, считает Травкина);
- будет ли эта проверка формальной или же полноценным контрольным мероприятием;
- какие обстоятельства будут устанавливать органы надзора — только по факту нарушения или по более широкому кругу вопросов.
Ответы на эти вопросы даст только практика применения ч. 3.1. ст. 28.1 КоАП в предлагаемой редакции («Возбуждение дела об административном правонарушении»), заключила Травкина. Эффективность инициативы кабмина пока под вопросом, уверена и Раевич. Все будет зависеть от точности формулировок законопроекта.
Широкая формулировка исключения, допускающая вмешательство органов МВД в проведение проверок фактически в любом случае, сведет на нет все благие цели законопроекта и его позитивный потенциал.
Только если у МВД не остается возможности необоснованно вторгаться в сферу работы контролирующих органов, у реформы будут шансы на позитивные результаты, подчеркивает эксперт. На сегодняшний день поправки все же не исключают возможность участия МВД в проверках для защиты «охраняемых законом ценностей». Поэтому риск вторжения силовиков в сферу компетенции органов надзора все-таки будет существовать, подытожила Равич.