В 2015 году администрация Екатеринбурга и «Управление капитального строительства Екатеринбурга» договорились на протяжении десяти лет развивать застроенную городскую территорию. Потом управление стало инвестором и получило в собственность земельные участки, которые с согласия администрации потом продало «Деметре».
В обеспечение исполнения обязательств инвестора по договору «Уральский банк реконструкции и развития» выдал на год банковскую гарантию. После истечения срока действия гарантии «Деметра», которая заменила управление в договоре, не представила последующую банковскую гарантию, поэтому администрация потребовала взыскать с компании 770 344 руб. неустойки (дело № А60-33313/2022).
Первая инстанция частично удовлетворила иск и взыскала с «Деметры» 549 855 руб. неустойки. Суд указал, что к компании перешли все обязательства инвестора, в том числе и в части банковской гарантии. Апелляция посчитала, что «Деметра», выкупив у инвестора землю, получила обязательства инвестора по договору не в целом, а только в отношении участков, которые потом и исполнила. Значит, обязанности представить гарантию у нее уже не было, постановила апелляция и отменила решение. Окружной суд поддержал первую инстанцию и решил, что компания должна была завершить третий этап строительства в рамках договора и предоставить гарантию. Не сделав этого, она должна уплатить неустойку.
«Деметра» пожаловалась в Верховный суд, но ее жалобу удовлетворить отказались. «Оснований не согласиться с выводами судов первой инстанции и округа у коллегии не имеется», — говорится в определении ВС.