С 2015 года «Торговый дом «Агроторг» арендовал у Минимущества Московской области участок в Подмосковье в связи с банкротством первоначального арендатора. На этом участке находилась насосная канализационная станция, принадлежащая «Некрасовскому водоканалу». При этом договор субаренды части этого участка стороны не заключали.
Посчитав, что предприятие незаконно использует часть участка под размещение станции, «Агроторг» потребовал в суде взыскать с «Некрасовского водоканала» неосновательное обогащение за 2015–2022 годы и проценты на общую сумму около 20 000 руб. (дело № А41-40464/2022). Три инстанции отклонили иск, так как решили, что «Агроторг» — ненадлежащий истец, ведь требовать спорные суммы может только собственник имущества, а не его арендатор.
Компания подала жалобу в Верховный суд. «Агроторг» настаивал: он, как арендатор, имеет право взыскивать неосновательное обогащение за фактическое пользование арендуемым им участком. Сбережение средств образовалось на стороне «Некрасовского водоканала» не за счет РФ как собственника недвижимости, а из-за самого заявителя, который платил за аренду.
Право на взыскание неосновательного обогащения имеет только то лицо, за счет которого ответчик приобрел имущество без законных или договорных оснований, напомнил ВС. В этом случае сбережение средств действительно образовалось за счет «Агроторга», который вносил арендную плату. Поэтому заявитель и имеет право требовать с «Некрасовского водоканала» неосновательно сбереженные платежи соразмерно используемой им части участка, указал ВС.
Дело отправили на новое рассмотрение в АС Московской области.