20 марта Европейский суд общей юрисдикции вынес решение по иску Никиты Мазепина, бывшего гонщика «Формулы-1», об отмене санкций (дело № T-743/22). Экс-гонщика включили в санкционный список в марте 2022-го из-за того, что он сын совладельца «Уралхима» Дмитрия Мазепина — ведущего бизнесмена, работающего в доходных для российского правительства секторах экономики, по мнению Совета ЕС. Также утверждалось, что Мазепин-старший через цепочку компаний спонсировал команду Haas «Формулы-1», за которую раньше выступал гонщик.
Как отметил Суд ЕС, решение которого приводит телеграм-канал The Sanctions Law, с марта 2022 года Мазепин не выступает за Haas. Единственный сезон в «Формуле-1» он провел в 2021 году, а 5 марта 2022-го Haas объявила о расторжении с ним контракта. В итоге единственным основанием для введения санкций осталась семейная связь с отцом. Но этого недостаточно для сохранения имени экс-гонщика в санкционных списках, решил Суд ЕС.
Мазепин-младший подал иск в Суд ЕС в ноябре 2022-го, а слушания по делу состоялись 5 декабря 2023 года. На заседании он заявлял шесть доводов, в том числе:
- о нарушении Советом ЕС принципов пропорциональности и дискриминации и права истца на эффективную судебную защиту;
- нарушении ответчиком обязанности по периодическому пересмотру списков санкций.
До этого суд четыре раза принимал временные обеспечительные меры и частично приостанавливал ограничения до вынесения решения по существу, разрешая гонщику въезжать на территорию ЕС для отбора в команду и участия в автогонках. Такое решение Суд ЕС принимал впервые за всю историю практики. Суд посчитал, что принятие мер будет фактически и юридически обоснованным. Кроме того, обеспечительные меры были срочно необходимы, иначе карьера Мазепина-младшего получила бы серьезный ущерб.
Дело Дмитрия Мазепина
В начале ноября 2023 года Суд ЕС сохранил ограничения против отца гонщика, владельца и генерального директора химической компании «Уралхим» Дмитрия. Бизнесмен оспаривал санкции из-за нарушения его права на защиту, отсутствия разъяснений со стороны Совета ЕС по поводу оснований введения санкций, явных ошибок в оценке ситуации и нарушения принципов пропорциональности и равного отношения. Но Суд ЕС отклонил все доводы и признал заявителя ведущим российским бизнесменом. Он также подтвердил, что сектор производства удобрений относится к отрасли экономики, которая приносит России существенные доходы. Все это — критерии для введения санкций против предпринимателей.
9 марта 2022-го ЕС ввел ограничения против 146 сенаторов Совета Федерации и российских предпринимателей, в том числе участников встречи, которую президент Владимир Путин провел с представителями российского бизнеса 24 февраля 2022-го. Еще в санкционный список вошли олигархи и крупные предприниматели, которые работают в сферах металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и телекоммуникаций. Под ограничения тогда подпали и Мазепины. Старший из них на тот момент еще занимал должности в «Уралхиме» и владел им, но затем ушел из компании и 25 ноября 2022-го подал второй иск в Суд ЕС.
С кого еще сняли санкции
На прошлой неделе ЕС не стал продлевать ограничения против основателя «Яндекса» Аркадия Воложа, бывшего вице-президента АФК «Система» Сергея Мндоянца, словацкого бизнесмена и главы европейского отделения мотоклуба «Ночные волки» Йозефа Гамбалека. Решение о снятии санкций с Воложа приняли вскоре после того, как нидерландская Yandex NV объявила о продаже российского бизнеса консорциуму инвесторов. Собеседник Reuters говорил, что включение в список трех неназванных тогда предпринимателей считается «юридически необоснованным», в частности, «из-за изменения поведения». А в сентябре 2023-го из списка ограничений исключили владельца группы ЕСН Григория Березкина, бывшего главу Ozon Александра Шульгина и предпринимателя Фархада Ахмедова.