Нет необходимости менять действующий лимит на покупку валюты на внутреннем рынке под сделки выхода нерезидентов из российских активов. Эти слова министра финансов Антона Силуанова передает «Интерфакс».
Сейчас этот лимит составляет $1 млрд в месяц. Власти установили это ограничение летом 2023 года. Соблюдение лимита контролируют через процедуру выдачи разрешений на заключение сделки правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Со ссылкой на позицию Центрального банка издание пишет, что, несмотря на лимит, операции по выкупу активов у «недружественных» компаний стали фактором, который оказал давление на курс рубля.
Действующий лимит Силуанов считает эффективным. «Крупных сделок в этом году почти не было, за исключением «Яндекса». Сейчас уходят небольшие компании. Поэтому да, в прошлом влияние было сильное, сейчас установлен лимит, в рамках этого лимита и работаем», — подтвердил министр. При этом вопрос о перспективах продления требования об обязательной продаже валютной выручки пока не разрешен, добавил Силуанов: «Правительство внесло предложения по продлению до конца 2024 года, пока решение не принято».
Указ о продаже валютной выручки
В октябре 2023 года Владимир Путин вернул обязательную продажу валютной выручки экспортерами. Указывалось, что мера будет носить временный характер и коснется лишь 43 компаний-экспортеров, которые относятся к отраслям топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности и зернового хозяйства. Список этих компаний не публиковался.
Действие указа заканчивается в конце апреля. Кабмин и администрация президента настаивают на его продлении, а против этого выступает Центральный банк. По мнению вице-премьера Андрея Белоусова, меры оказались эффективными: они дали возможность покрыть дефицит валюты, необходимой импортерам для сохранения поставок продукции в Россию, и стабилизировали валютный курс. А председатель ЦБ Эльвира Набиуллина настаивала, что весомых оснований для продления меры не имеется и она не влияет значимо на стабилизацию курса рубля. Регулятор видит более эффективные способы, чтобы регулировать обменный курс: повышение ключевой ставки и ужесточение денежно-кредитной политики.
Об этой проблеме высказывался и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). По мнению президента союза Александра Шохина, вопрос продления требует дополнительного обсуждения с бизнес-сообществом. В случае принятия положительного решения нужно рассматривать воможность смягчения требований, считает Шохин и объясняет: «В условиях отсутствия информации о реальном влиянии обязательной продажи на валютный курс сложно сделать вывод об эффективности этого инструмента». Если меру продлят, РССП предлагает скорректировать некоторые нормы, например в части снижения доли выручки, которая подлежит обязательной продаже, и отказа от дестимулирования расчетов в рублях по экспортным контрактам. Еще Шохин добавил, что бизнес ждет разъяснений по отдельным положениям документов, которые регулируют обязательную репатриацию иностранной валюты и «которые до настоящего времени вызывают вопросы у компаний».