Государственное учреждение Новосибирской области разместило тендер на содержание кольцевых развязок на дорогах. Во время аукциона в апреле 2023 года компания «РАУ 104» подала заявку, но ее отклонили из-за недостатка опыта в работе с госзаказами.
Организация не согласилась с таким решением, подала жалобу в ФАС, но служба признала ее необоснованной. Тогда «РАУ 104» обратилась в суд (дело № А45-17968/2023).
Все три судебные инстанции поддержали истца и признали решение антимонопольного органа незаконным. Суды исходили из того, что компания вместе с заявкой на содержание кольцевых развязок представила исполненный договор субподряда на выполнение аналогичных работ. Это подтверждает, что у организации есть опыт. При этом суды отметили, что компания необязательно должна быть именно генеральным подрядчиком.
Но Верховный суд занял противоположную позицию и буквально растолковал положения законодательства. Постановление Правительства № 2571 устанавливает дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильной дороги. Среди них — требование о наличии опыта в качества прямого исполнителя, а не субподрядчика.
Более того, договор субподряда между участником аукциона и другой организацией был заключен не в рамках закона «О контрактной системе» или закона «О закупках». Это тоже противоречит требованиям постановления № 2571.
На этих основаниях ВС отменил решения нижестоящих судов, а решение антимонопольной службы признал законным.