В мае 2018 года «Альфамобиль» (лизингодатель) и «Магистраль Ресурс» (лизингополучатель) заключили семь договоров лизинга. Но уже в июне 2019 года лизингодатель расторг договоры из-за того, что лизингополучатель не вносил платежи. В это же время «Магистраль Ресурс» заключил договор уступки и передал компании «Инвест Телеком Санкт-Петербург» права требования лизингополучателя по семи расторгнутым договорам.
Каждая из сторон по договорам лизинга посчитала, что положительное сальдо складывается в ее пользу, и они решили взыскать неосновательное обогащение и проценты друг с друга в судебном порядке (дело № А56-97710/2019). Суды решили, что сальдо встречных обязательств по договорам лизинга складывается все-таки в пользу лизингодателя. По их мнению, изначальный лизингополучатель, «Магистраль Ресурс», передал «Инвест Телекому» не только права требования, но и долг по договорам лизинга.
Компания не согласилась с такими выводами и подала жалобу в Верховный суд. «Инвест Телеком» указал, что спорный договор цессии не считается еще и договором перевода долга. Это не смешанная сделка, поэтому обязательства цедента не переходят цессионарию. Более того, в договоре цессии четко указано, что «Магистраль Ресурс» передает только право требования по возврату совокупного сальдо встречных обязательств сторон.
Экономколлегия согласилась, что положительное сальдо сложилось в пользу лизингодателя. Но вывод судов о том, что была еще и передача долга, признала неверным. По этой причине цессионарий, то есть «Инвест Телеком», — ненадлежащий должник и ответчик по встречному иску, с него нельзя взыскать сумму сальдо в пользу лизингодателя.
ВС разъяснил, что последствие уступки — замена кредитора в конкретном обязательственном правоотношении, в состав которого входит уступаемое право или требование, а не замена стороны в договоре в целом. Это значит, что если сальдо сложилось не в пользу цедента, то есть он уступил недействительное, несуществующее право, то в иске цессионария к другой стороне договора лизинга нужно отказывать. При этом к цессионарию не может перейти обязательство цедента как стороны договора по выплате суммы сальдо, которое сложилось в пользу другой стороны лизинга. Чтобы перевести такие обязанности, нужно отдельно заменить сторону по договору. Так ВС пришел к выводу, что обязательство по уплате лизингодателю суммы сальдо осталось у лизингополучателя, то есть у «Магистраль Ресурса».
На этом основании экономколлегия отменила решения нижестоящих судов в части взыскания 5,1 млн руб. с «Инвест Телекома» и отказала во взыскании этой суммы.