Истец требовал возместить переплату процентов по банковской гарантии, возникшую по вине налогового органа. ФНС подала жалобу в ВС, указав, что налогоплательщик сам допустил возникновение убытков.
В июле 2023 года компания «Амур Минералс» получила возврат НДС на 5,1 млрд руб. в заявительном порядке под банковскую гарантию. По итогам камеральной проверки нарушений выявлено не было. Налоговый орган должен был не позднее 22 сентября 2023-го направить в банк заявление об освобождении гаранта от обязанности по банковской гарантии, но сделал это только 27 ноября.
Компания продолжала платить банку комиссию до 6 декабря 2023-го. В связи с нарушением сроков уведомления общество направило жалобу в ФНС, которая признала действия управления неправомерными. «Амур Минералс» также обратился в АС Хабаровского края с иском о взыскании убытков, составляющих переплату процентов по банковской гарантии, в размере 4,1 млн руб. (дело № А73-2577/2024).
Три инстанции удовлетворили требования истца и решили, что убытки общества подлежат возмещению за счет казны РФ.
Налоговая направила кассационную жалобу в Верховный суд, в которой указала, что убытки возникли из-за бездействия самой компании. «Амур Минералс» узнал о завершении проверки 21 сентября, но не уведомил банк по условиям рамочного договора. Кроме того, компания не обратилась в налоговый орган для устранения возникшей ситуации.
По мнению инспекции, общество продолжило начислять и выплачивать банку проценты и не попыталось как-либо уменьшить убытки, чем способствовало увеличению их размера.
ВС решил, что приведенные заявителем доводы заслуживают внимания. Экономколлегия рассмотрит жалобу управления 19 ноября.