В Хакасии сегодня вынесен приговор руководителям Саяно-Шушенской ГЭС, на которой более пяти лет назад в результате аварии погибли 75 человек, сообщает пресс-служба СКР.
Саяногорский городской суд признал директора филиала ОАО "РусГидро" – "Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего" Николая Неволько, главного инженера станции Андрея Митрофанова, его заместителей Евгения Шерварли и Геннадия Никитенко, а также работников службы мониторинга оборудования ГЭС Александра Матвиенко, Владимира Белобородова и Александра Клюкача виновными по ч.3 ст.216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении работ, повлекшее смерть более двух лиц и причинение крупного ущерба).
Установлено, что причиной аварии стала совокупность обстоятельств, допущенных данными сотрудниками ГЭС. Так, Неволько не выполнил своевременный и качественный монтаж, наладку и ремонт энергообъектов и электроэнергетического оборудования. Он также утвердил план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в котором не были предусмотрены мероприятия на случай затопления помещений ГЭС и обучение работников действиям в этом случае. В результате сотрудники станции не были подготовлены к поступлению воды в машинный зал и не могли предпринять никаких мер по своему спасению.
В свою очередь Митрофанов, зная, что гидроагрегат №2 работает с вибрацией, превышающей предельную величину, продолжал организовывать его эксплуатацию. Шерварли и Никитенко не обеспечили постоянный контроль за состоянием крышки гидротурбины, не провели испытаний для устранения причин вибрации. Никитенко подписал акт выполненных работ по плановому ремонту, проведенному в январе-марте 2009 года, с оценкой вибрационного состояния как "удовлетворительного". Наконец, Белобородов и Клюкач намеренно завышали оценки вибрационного состояния гидроагрегата №2, что позволяло его эксплуатировать, в то время как их начальник Матвиенко игнорировал рост не менее чем в три раза уровня вибрации указанного гидроагрегата.
В результате 17 августа 2009 года при увеличении амплитуды вибрации турбинного подшипника до 840 микрон при максимально разрешенном значении до 160 микрон произошло разрушение крепления крышки турбины. Это привело к ее отрыву, затоплению машинного зала, разрушению и повреждению сооружений, технических устройств и технологического оборудования ГЭС и гибели 75 человек из числа персонала станции и подрядных организаций. Как сообщалось ранее, работа ГЭС, которой был причинен крупный материальный ущерб, прекратилась. После катастрофы Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы были полностью обесточены. Только в течение года после аварии в качестве свидетелей по делу было допрошено более 600 человек, назначено и проведено около 200 различных экспертиз. Потерпевшими по делу было признано 162 человека.
Следствие по уголовному делу, объем которого составил 1213 томов, было окончено еще в июне 2012 года. Однако судебный процесс начался только через год – как жалуется СКР, из-за того, что девять адвокатов вместе со своими подзащитными очень активно использовали тактику затягивания процесса ознакомления с материалами дела. В дальнейшем сторона защиты, как считают в Следственном комитете, продолжала использовать ухищрения и уловки. Поскольку адвокатов было несколько, их новая тактика заключалась в том, что, когда один из них брал больничный, процесс приостанавливался. Как только он выздоравливал, тут же заболевал другой адвокат, причем иногда даже не предоставляя необходимые документы. По мнению следствия, защита пыталась затянуть процесс до истечения сроков привлечения к уголовной ответственности.
Суд назначил Николаю Неволько и Андрею Митрофанову наказание в виде 6 лет колонии общего режима каждому, Геннадию Никитенко – 5 лет 9 месяцев и Евгению Шерварли – 5 лет 6 месяцев колонии общего режима. Александр Матвиенко и Александр Клюкач приговорены к 4 годам 6 месяцам лишения свободы условно. Владимиру Белобородову назначено 4 года 6 месяцев лишения свободы, однако по амнистии в честь 20-летия Конституции РФ от наказания он освобожден, сообщает пресс-служба прокуратуры Хакасии. Гражданские иски потерпевших о компенсации морального вреда выделены для рассмотрения в гражданском судопроизводстве.