Правительство РФ на своем сегодняшнем заседании рассмотрит пакет законопроектов о реформе института третейского разбирательства, призванный снизить нагрузку на государственные суды, сообщает правительственная пресс-служба.
Разработанным Минюстом России проектом федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" регулируется процедура третейского разбирательства, устанавливаются требования к третейским судьям (арбитрам), порядок вынесения, приведения в исполнение и отмены решения третейского суда.
Предлагается введение полноценного института единых и независимых органов содействия и контроля в отношении арбитража. Такие функции будут выполняться государственными судами в случаях, связанных с формированием состава третейского суда, разрешением вопроса о компетенции третейского суда по рассмотрению конкретного спора, а также по отмене и приведению в исполнение решения третейского суда. При этом в случае, если третейское разбирательство проводится в рамках постоянно действующего третейского суда, стороны вправе договориться об отказе от возможности обращения к органам содействия и контроля по определённым вопросам.
Также предусматривается установить требования в отношении постоянно действующих арбитражных учреждений. Эти требования в том числе включают в себя создание новых арбитражных учреждений только при некоммерческих организациях, установление законом организационных требований к таким арбитражным учреждениям, включая требование об обязательном создании и ежегодной ротации комитетов по назначениям. При этом постоянно действующее арбитражное учреждение вправе действовать при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, разрешения на функционирование постоянно действующего арбитражного учреждения, выдаваемого Правительством РФ. Исключения здесь сделаны лишь для Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате России.
Предлагается урегулировать вопрос об ответственности некоммерческих организаций, при которых создано постоянно действующее арбитражное учреждение, и арбитров. Так, планируется предусмотреть в законодательстве ответственность таких НКО за убытки, причинённые сторонам третейского разбирательства вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения постоянно действующим арбитражным учреждением своих функций по администрированию разбирательства при наличии умысла или грубой неосторожности. Кроме этого, устанавливается иммунитет арбитров от гражданско-правовой ответственности за принятие неправосудного или ошибочного решения, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу.
Законопроектом и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"", в частности, предусматривается внесение поправок в Арбитражный процессуальный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Закон "О международном коммерческом арбитраже". Эти изменения направлены на определение порядка проведения государственными судами функций органов содействия и контроля в отношении арбитража (третейского разбирательства), общего подхода в отношении споров, которые могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (арбитрабельных споров), с одновременным определением закрытого перечня споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда (неарбитрабельных споров).
Предусматривается значительная диспозитивность сторон арбитража в части судебного содействия и контроля за третейским разбирательством, в том числе определение территориальной подсудности дел об оспаривании решений третейских судов и установление окончательного характера третейского решения с точки зрения возможности его отмены. Также предусматривается запрет на внесение изменений в любые юридически значимые реестры на основании арбитражного решения при отсутствии исполнительного листа, выданного на основании судебного акта компетентного суда.
В связи с невозможностью определения специальных требований к третейским судам, так называемым арбитражам аd hос, создаваемым для разрешения конкретного спора и действующим вне рамок какого-либо постоянно действующего третейского суда, предусмотрен ряд ограничений для таких судов: на их рассмотрение не могут быть переданы корпоративные споры, государственные суды не вправе содействовать в получении доказательств по запросам таких третейских судов и, кроме того, никакие организации, не являющиеся постоянно действующими арбитражными учреждениями, не вправе выполнять отдельные функции по администрированию спора, рассматриваемого таким третейским судом.
Кроме того, для повышения уровня, качества и авторитета института арбитража предусматривается возможность для судей в отставке выступать в качестве арбитров.