Двенадцатый арбитражный апелляционный суд представил на своем сайте аналитическую справку по результатам обобщения практики применения законодательства о банкротстве при рассмотрении заявлений о неисполнении или ненадлежащем исполнении арбитражными управляющими возложенных на них обязанностей.
Саратовская апелляция анализирует судебные акты по рассмотрению жалоб на арбитражных управляющих за период с 1 января по 1 ноябрь 2015 года. Отмечается, что за этот период судом рассмотрено 1036 дел о банкротстве, из которых 175 связано с рассмотрением заявлений о признании неправомерными действий (бездействия) арбитражных управляющих.
Разбирая одно из дел, 12-й АСС отмечает, что риски обращения с заявлениями о признании сделок должника недействительными несет арбитражный управляющий лично. Арбитражный управляющий при рассмотрении предложений об оспаривании сделки обязан проанализировать и оценить реальную возможность фактического восстановления нарушенных прав должника и кредиторов, в том числе разумность несения судебных расходов.
Конкурсный кредитор обратился в суд первой инстанции с жалобой о признании незаконными действий конкурсного управляющего, выразившихся в обжаловании сделок должника (дело № А12-8817/2012). Определением суда первой инстанции от 20 ноября 2014 года действия управляющего признаны незаконными, поскольку в результате их увеличилась на сумму судебных расходов текущая и реестровая задолженность должника.
Постановлением 12-го ААС от 16 февраля 2015 года определение Арбитражного суда Волгоградской области отменено, в удовлетворении жалобы кредитора отказано. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что отсутствие анализа оспоренных сделок не свидетельствует о злоупотреблении конкурсным управляющим своими правами и неразумности его действий, поскольку только суд может вынести окончательное решение о признании сделок недействительными и любой анализ не может подменить собой судебный акт. Сам факт обращения с заявлением не образует состава нарушения – "невыполнение установленных законом обязанностей".
Суд кассационной инстанции постановлением от 20 апреля 2015 года отменил постановление апелляционной инстанции и оставил в силе определение суда первой инстанции. При этом указал на то, что конкурсный управляющий должен был сделать вывод о нецелесообразности оспаривания сделок по тем основаниям, по которым они были обжалованы. Управляющий мог знать, что обжалование оспариваемых сделок является заведомо необоснованным и вправе был обратиться к собранию кредиторов или комитету кредиторов с вопросом о целесообразности их оспаривания. Конкурсный управляющий при обжаловании аналогичных сделок должника не проявил заботливость и осмотрительность, которые следовало ожидать при аналогичных обстоятельствах от обычного арбитражного управляющего, тем самым нарушил своими действиями законные интересы кредиторов должника.
С полным текстом аналитической справки 12-го ААС по результатам обобщения практики применения законодательства о банкротстве при рассмотрении заявлений о неисполнении или ненадлежащем исполнении арбитражными управляющими возложенных на них обязанностей можно ознакомиться здесь.