Минэкономразвития по итогам 2015 года отметило вплеск нарушений в контрактной системе, когда за счет объявления чрезвычайной ситуации заказ отдавался единственному поставщику по упрощенной схеме. Причем поводом для режима ЧС были застрявшие в сломанном лифте люди или просто осыпавшаяся на фасаде штукатурка, пишут "Ведомости".
В настоящее время проверяется более 100 сомнительных контрактов. Так, дирекция ЖКХ Юго-Восточного административного округа подписала контракт с ОАО "Мослифт" на техобслуживание диспетчерских систем и оборудования на 180 млн рублей с апреля до декабря 2015 года. Поводом дирекция назвала режим ЧС, не представив тому доказательств, отмечало Главное контрольное управление столицы. Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального также просил прокурора Москвы проверить закупки ГБУ Москвы "Автомобильные дороги" по ремонту, обслуживанию и проектировке новых дорог в связи с ЧС.
Всего ФБК обжаловал в 2015 году десятки контрактов, заключенных без торгов. ФАС и прокуратура хоть и признают нарушения, но в суд иски направляют нечасто, говорит эксперт ФБК и член экспертного совета при Минэкономразвития Любовь Соболь. Стоимость закупок по ЧС упала на 23% – на 1,2 млрд рублей до 4 млрд, следует из результатов проведенного Минэкономразвития мониторинга госконтрактов за первый квартал 2016 года.
В марте Минэкономразвития направило письмо руководителям регионов, напомнив, что закупки в режиме ЧС после того, как его срок закончился, запрещены. Сейчас заказчик обязан оповещать о закупке в связи с ЧС контрольные органы. Соболь также предложила ввести в закон о госзакупках правило об обязательном согласовании контрактов, заключаемых в режиме ЧС, с контролирующим органом и ФАС. До этого контракт заключать нельзя, однако срок согласования не должен превышать одного дня, чтобы не возникло проблем, когда "действительно случится беда", добавила Соболь.