За 2016 год число жалоб на взыскателей долгов выросло на 37%, превысив 4000, при этом доля действий с криминальной составляющей при этом снизилась почти вдвое, пишет "Коммерсант".
В Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), объединяющей взыскателей долгов, которые обрабатывают более 90% объемов задолженности на рынке аутсорсинга, отметили, что более 75% обращений были успешно урегулированы. В Ассоциации такие изменения связывают «не с количеством нарушений, а с общественным резонансом темы коллекторской деятельности».
Наибольшее количество жалоб, как уточнили в НАПКА, пришлось на март, июль, ноябрь и декабрь 2016 года. В первый период, по данным специалистов, в Госдуму был внесен законопроект о коллекторах, во второй – оставался месяц до принятия меры, а третий – стал периодом перед вступлением закона в силу. При этом количество обращений, относящихся к категории жалоб с криминальной составляющей, например на грубое общение, угрозы жизни и здоровью и порчу имущества, снизилось с 31 до 17% и составило около 700. Из них 11% – подтвержденные факты нарушений, а в 6% случаях нарушений выявлено не было. Также около 200 обращений были переданы в Генпрокуратуру и ЦБ.
Владимир Путин 15 декабря подписал указ, которым передал контроль за деятельностью коллекторов Министерству юстиции и Федеральной службе судебных приставов (см. "Путин передал контроль за работой коллекторов Минюсту и ФССП"). В связи с этим численность коллекторских агентство может резко сократиться. Кроме того, ФССП может составлять административные протоколы о нарушениях и возможных штрафах, сумма которых может достигать 2 млн руб. (см. "С 1 января в России вместо полумиллиона коллекторских агентств останется только 2000").