Полиция, как и Центробанк, должна иметь возможность инициировать вопрос о возбуждении уголовного дела за фальсификацию банковской отчетности, считает глава юрдепартамента регулятора Алексей Гузнов. Таким мнением он поделился с "Интерфаксом".
Сейчас законодательство предусматривает реальное наказание за подделку отчетности: максимальная санкция по этому преступлению составляет четыре года лишения свободы с запретом занимать определенные должности на срок до трех лет. Однако в ЦБ настаивают, что норма не активно работает. Дело в том, что привлечь банкиров к ответственности Следственный комитет может только после того, как регулятор уличил финансовое учреждение в невыполнении его требования об устранении недостоверности. Поэтому предлагается внедрить альтернативу: разрешить направлять документы в СКР вне зависимости от того, было ли направлено тому или иному банку предписание об устранении имеющихся нарушений. Причем инициировать вопрос о возбуждении уголовного дела должен не только ЦБ – такая возможность должна быть и у других органов, которые обладают такого рода полномочиями с точки зрения Уголовно-процессуального кодекса, в частности, у органов полиции, говорит Гузнов.
В профильных ведомствах, помимо прочего, обсуждаются поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие наказание за фальсификацию отчетности банков и финансовых организаций. ЦБ планирует добиться увеличения срока лишения свободы за такие преступления до шести лет и перевода их в категорию тяжких. Например, только в минувшем году было зарегистрировано свыше 1,5 млн случаев искажения статистических данных (см. "За год за нарушения статистического учета преступлений наказали 39 000 правоохранителей").