Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила разработанный Минюстом законопроект, который расширяет компетенцию районных судов по рассмотрению дел с участием присяжных заседателей.
Для этого чиновники предлагают поправить ст. 30 и 31 УПК, а также закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс в связи с расширением применения института присяжных заседателей". Необходимость изменений продиктована постановлениями Конституционного суда (от 25 февраля 2016 года № 6-П, от 16 марта 2017 года № 7-П, от 11 мая 2017 года № 13-П и от 6 июня № 15-П), которыми упомянутые нормы не соответствуют Основному закону, так как запрещают рассматривать судом в составе судьи верховного суда республики, краевого, областного или другого равного им по уровню суда и коллегии из двенадцати присяжных заседателей дел по обвинению женщин и мужчин старше 65 лет в преступлениях по ч. 2 ст. 105, ч. 4 ст. 210, ч. 5 ст. 228.1, ч. 4 ст. 229.1, ст. 277, ст. 295, ст. 317 и 357 УК. При этом те же дела, в которых фигурируют мужчины в возрасте от 18 до 65 лет, могут быть рассмотрены судом в данном составке. Именно поэтому ранее КС предписал устранить противоречия исходя из принципов юридического равноправия и без какой бы то ни было дискриминации.
Согласно законопроекту, ч. 2 ст. 30 УПК дополняется новым пунктом 2.1, из которого следует, что к подсудности судьи райсуда, гарнизонного военного суда и коллегии из шести присяжных заседателей будут отнесены уголовные дела о преступлениях, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь в соответствии с положениями ч. 4 ст. 66 и ч. 4 ст. 78 УК. При этом из подсудности данного состава суда исключаются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицом до 18 лет. Одновременно с этим п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК предлагается изложить в новой редакции, которая исключает из перечня уголовных дел, подлежащих рассмотрению верховным судом республики, краевым или областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области либо автономного округа, окружным военным судом дела о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет, и дела, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь.
Таким образом, дела о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК и совершенных женщинами или мужчинами в возрасте старше 65 лет, будут подсудны Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному военному суду, в том числе в составе судьи и коллегии присяжных заседателей.
Концепцию законопроекта поддерживают в государственно-правовом управлении президента, Верховном суде и Генпрокуратуре с учетом некоторых замечаний. В частности, в надзорном ведомстве отметили, что в документе необоснованно упоминается ч. 2 ст. 62 УК, поскольку дела, по которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, могут быть назначены к слушанию и рассмотрены только профессиональным судом. Соответственно, рассмотрение таких дел с участием присяжных заседателей исключено. Кроме того, необоснована и ссылка на ч. 2 ст. 59 УК: нормой закреплен запрет применения наказания в виде смертной казни к лицу, выданному РФ иностранным государством для уголовного преследованияю. Однако в этом случае можно применять наказание в виде пожизненного лишения свободы, в связи с чем такие дела должны быть рассмотрены судом областного уровня с участием присяжных заседателей.
Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев положительно оценивает законопроект Минюста. Он считает, что документ позволит привести нормы УПК в соответствие с правовой позицией Конституционного суда по поводу доступа женщин и мужчин старше 65 лет к суду присяжных. Благодаря им по ряду статей будет возможно рассмотрение дела не только профессиональным судьей, но и судом присяжных. Такое решение может быть принято по заявлению подсудимого. "Новеллы усилят состязательность процесса и положительно скажутся на доверии к суду", – считает Груздев.