На пленарном заседании Совета судей Юрий Пилипенко, глава Федеральной палаты адвокатов, объяснил, что их корпорация старается привить адвокатам чувство уважения к судебной власти. Но докладчик подчеркнул, что судьи тоже должны включиться в эту работу, уважать адвокатов и позволять защитникам профессионально реализовываться в судебных процессах.
Президент ФПА привел два ярких примера, которые свидетельствуют о такой работе, о лишении статуса адвокатов. Первый из них касается адвоката Сергея Наумова. Летом 2017 года он пришел в судебное заседание по уголовному делу в солнцезащитных очках, футболке, джинсовой куртке-безрукавке, шортах, с повязанным на шее шарфом и бандане на голове. Из-за этого Президиум Верховного суда Мордовии вынес защитнику частное постановление, а региональная адвокатская палата прекратила его статус (см. "Адвоката лишили статуса за то, что он пришел в суд в шортах и бандане"). В начале октября Наумов успешно обжаловал такое решение в суде, который признал незаконным прекращение адвокатского статуса Наумова и постановил восстановить его (подробнее – в материале "Адвокат в шортах и бандане вернет свой статус"). Однако накануне Адвокатская палата Мордовии добилась отмены акта первой инстанции. Верховный суд Республики Мордовия фактически признал действия Палаты законными и обоснованными (дело № 33-172/2018).
Во втором примере Пилипенко речь шла о другом адвокате – Виталии Буркине. 26 октября Адвокатская палата Башкортостана лишила Буркина статуса из-за критики российской судебной системы в социальных сетях. В палате указали, что публикации защитника носят "ярко выраженный негативный характер в отношении судебной системы, содержат различного рода критику и претензии в адрес судов". Теперь Буркин пытается вернуть себе статус в судебном порядке.
Вместе с тем, Пилипенко обратил внимание, что российская адвокатура в настоящее время сильно трансформируется в лучшую сторону. И одним из проявлений является создание нового уважения к суду, к судьям и к судебной власти, заявил он: "Но эта та дорога, которую мы сами не сможем осилить. И вы, уважаемые судьи, должны включиться в эту работу и позволить адвокатам именно профессионально реализовываться в процессе". По его мнению, в таком случае у защитников не будет повода высказываться о суде либо о конкретных судьях в Интернете, ведь адвокаты будут чувствовать себя равными другим участникам процесса. А вторая наша совместная задача состоит в том, чтобы судьи с большим уважением относились к решению органов адвокатского самоуправления, подчеркнул Пилипенко: "Хотя бы потому, что в принятии решений по дисциплинарным делам принимают участие не только адвокаты, но и судьи, представители Министерства юстиции и законодательной власти".