Административные разбирательства после трагедии в Перми могут коснуться и телеканалов. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовится оштрафовать их за показ рекламы в дни траура, пишут "Ведомости".
Как следует из данных TNS, большинство федеральных телеканалов демонстрировали рекламные ролики в дни траура в Перми. После пожара в местном клубе "Хромая лошадь", в результате которого, по последним данным, погибло 146 человек, пермский губернатор Олег Чиркунов объявил в регионе трехдневный траур (с 5 по 7 декабря). Кроме того, 7 декабря по всей стране указом президента был объявлен национальный траур. По законам "О рекламе" и "О СМИ" в официально объявленные дни траура телеканалы должны отменять развлекательные передачи и отказываться от рекламы. В законе не уточняется, идет ли речь только о национальном трауре или о региональном в том числе, говорит замруководителя ФАС Андрей Кашеваров.
ФАС проведет расследование по этому поводу и оштрафует нарушителей, сказал Кашеваров. Возможная сумма штрафа — 40 000-500 000 рублей. Опрошенные телеканалы не припомнят, чтобы ФАС прежде предъявляла претензии по поводу трансляции рекламы в отдельных регионах в дни траура.
Как следует из данных TNS, 5 и 6 декабря федеральные и локальные блоки телерекламы в Пермской области показывали "Первый канал", "Россия", MTV, "Муз-ТВ", "Петербург — Пятый канал", ТВ3 и 7ТВ. НТВ, ДТВ и "ТВ Центр" перестали показывать локальные блоки рекламы 6 декабря, но оставили в эфире федеральные. Самыми законопослушными оказались CTC, "Домашний", РЕН ТВ и ТНТ, которые сняли все ролики во второй половине дня 5 декабря.
"Нам повезло, — говорит представитель РЕН ТВ Антон Назаров, — у нас очень хороший местный партнер в Перми — компания "Орфей", вместе с ними мы оперативно отреагировали на объявление губернатора". Если бы это произошло в другой области, в выходной день скорее всего это заняло бы гораздо больше времени, признает он. "Телеканалы CTC и "Домашний" в Перми мы распространяем через собственную сеть, поэтому переверстали сетку и вырезали рекламу за несколько часов", — говорит PR-директор "CTC Media" Екатерина Осадчая. ДТВ в Перми транслируется через партнера, который рекламу не снял, продолжает она.
Технически отказаться от показа рекламы в одном регионе могли только телекомпании, которые имеют там собственные сети, говорят представители нескольких других телеканалов. У "Петербурга — Пятый канал", как и "Первого", ВГТРК, НТВ, эфир не меняется по городам, на всю страну идет единая сетка, сдвиг происходит только в часовых зонах (включают сразу несколько регионов), объясняет Владимир Ханумян, гендиректор НМГ-ТВ ("Петербург — Пятый канал" и РЕН ТВ). "У нас просто нет технической возможности вырезать рекламу в отдельном регионе", — утверждает он. Решение ФАС будет зависеть от того, имел ли канал техническую возможность поменять сетку в регионе, оговаривается Кашеваров.
Ни один из опрошенных экспертов не смог оценить, во сколько каналам обошлось переверстывание эфирной сетки и отказ от рекламы в дни траура. Обычно в подобных случаях селлеры и рекламные агентства не выплачивают штрафы рекламодателям за снятые с эфира ролики, но компенсируют рекламное время в другие дни, говорит представитель "Видео интернешнл" Антон Чаркин.