ПРАВО.ru
Новости
15 января 2010, 15:15

Госдума дала старт реформе Европейского суда

Госдума дала старт реформе Европейского суда
Решение российской нижней палаты дает долгожданный старт реформе Европейского суда по правам человека (на фото)

Госдума сегодня ратифицировала 14-й протокол к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающийся реформы Страсбургского суда. Его поддержали 392 депутата, 56 (фракция КПРФ) высказались против.

Решение российской нижней палаты дает долгожданный старт реформе Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который перегружен и завален жалобами. "Ратификация Россией 14-го протокола позволит повысить эффективность работы ЕСПЧ на 25-30%", — заявил замминистра юстиции РФ, постоянный представитель России в ЕСПЧ Георгий Матюшкин.

Госдума вернулась к этому вопросу после трехлетней паузы. Документ был внесен в палату еще в ноябре 2006 года президентом РФ Владимиром Путиным. Но тогда российский парламент — единственный из 47 государств Совета Европы — отказался дать положительное заключение.

По 14-му протоколу предусматривается увеличение сроков полномочий судей ЕСПЧ с 6 до 9 лет, введения дополнительного критерия, позволяющего Европейскому суду признавать жалобу неприемлемой в зависимости от понесенного заявителем ущерба. Также разрешается рассматривать дела по прецеденту, "отбраковывать" заведомо неприемлемые иски один из судей уполномочен единолично, а выносить решения по существу сможет комитет из трех судей, а не весь состав суда, причем не обязательно включение в состав этой "тройки" представителя страны, чье дело рассматривается. Суд наделяется и правом проведения расследования в государстве-ответчике на стадии, когда еще не определено, приемлема ли подаваемая в суд жалоба.

Последние положения протокола вызвали серьезные озабоченности у российской стороны в 2006 году. Госдума, отказавшись ратифицировать протокол, по сути, заблокировала реформу ЕСПЧ. Для вступления протокола в силу требуется полный консенсус, то есть его ратификация во всех странах Совета Европы. Но российские депутаты три года назад сочли, что положения документа противоречат интересам РФ, а также концепции модернизации судебной системы в России. Такая позиция сначала вызвала шквал критики в адрес российских властей, а затем повлекла процесс взаимных консультаций по поиску приемлемого решения.

Как напомнил основной докладчик по этому вопросу, член профильного комитета Госдумы по законодательству Дмитрий Вяткин, 23 сентября 2009 года нижняя палата приняла специальное заявление, в котором сообщила о своей готовности ратифицировать 14-й протокол в том случае, если "озабоченности России будут услышаны на европейском пространстве". "За последние три года, а особенно за последние месяцы минувшего года, МИД и Минюст России, а также парламентарии совместно с Комитетом министров СЕ проделали большую работу для достижения компромисса по всем вопросам", — отметил он.

В конце 2009 года на проблему 14-го протокола обратил внимание и президент РФ Дмитрий Медведев. "Россия, как ответственный участник всех европейских процессов и конвенций, также считает необходимым дальнейшее совершенствование работы этого важного института (ЕСПЧ)", — заявил он. По словам Д. Медведева, результаты консультаций, проведенных Россией с представителями Совета Европы, позволяют РФ вернуться к вопросу о ратификации протокола.

Как пояснил Г. Матюшкин, комитет министров Совета Европы, а также канцлер ЕСПЧ проинформировали российскую сторону о том, как будут решаться проблемы, вызывающие претензии Москвы. "Поступило письмо за подписью канцлера суда, а также официальное решение КМСЕ, в которых, в частности, сообщается, о том, что представитель страны-ответчика может принимать участие в рассмотрении вопроса о приемлемости той или иной жалобы к производству ЕСПЧ", — сказал он. То есть, по словам Г. Матюшкина, решено, что рассматривать по существу дела, касающиеся РФ, будет группа судей, в которую обязательно будет включаться российский представитель. Что касается проведения судом расследования, то Россия добилась, что оно будет возможно лишь в случаях приемлемых жалоб.

Помимо этого, как сообщил глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, в соответствии с заверением КМСЕ, контролировать исполнение решений ЕСПЧ будет сам суд, а не исполнительная власть Совета Европы, как предполагалось первоначально.

"Эти заявления и заверения позволили России пересмотреть свою позицию и, наконец, принять решение о ратификации 14-го протокола. Это, в первую очередь, продиктовано нашими обязательствами перед СЕ", — пояснил парламентарий.

В свою очередь, замглавы МИД РФ Андрей Денисов выразил уверенность, что ратификация Россией 14-го протокола откроет возможность для "превращения Европейского суда по правам человека в реально работающий и неполитизированный орган". Он напомнил, что фактор "нератификации" 14-го протокола неоднократно использовался противниками России на европейской арене для того, чтобы возложить всю ответственность на власти РФ за перегруженность Европейского суда. "Все ощущали это давление как на уровне парламентских контактов, так и на уровне переговоров представителей исполнительной власти", — отметил А. Денисов.

Замминистра заверил, что "суд никто не собирается использовать как кнут или палку для давления на Россию", "в случае с ратификацией 14-го протокола речь идет об оптимизации работы ЕСПЧ" и основана "на трезвом балансе наших интересов и наших возможностей в европейских структурах, достойными и авторитетными членами которых мы являемся".

Отвечая на вопрос члена КПРФ Анатолия Локотя о том, не станет ли данное решение "уступкой нажиму объединенной Европы", член профильного комитета по законодательству Дмитрий Вяткин отметил, что "те почти три года, пока велись разговоры: "ратифицируйте и все", — о ратификации не могло идти и речи". "Возможно, с приходом нового генсека Ягланда или в силу иных обстоятельств и, естественно, в результате наших усилий, они (европейцы) созрели и пошли нам навстречу, это не мы им навстречу идем", — подчеркнул он.