ПРАВО.ru
Новости
9 февраля 2010, 12:23

Заявки по обмену старых авто на новые примут уже на этой неделе

Заявки по обмену старых авто на новые примут уже на этой неделе
На этой неделе Минпромторг назовет поименный перечень уполномоченных продавцов, которые будут участвовать в программе утилизации автомобилей

На этой неделе Минпромторг назовет поименный перечень уполномоченных продавцов, которые будут участвовать в программе утилизации автомобилей, стартующей в России 8 марта 2010 года. После этого граждане, желающие сдать в утиль свои старые легковушки, могут подавать им предварительные заявки.

Ориентировочно в списке 1260 дилерских компаний. Однако, по словам директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения минпромторга Алексея Рахманова, перечень за несколько дней может быть расширен.

Как ранее сообщалось, в качестве площадок для осуществления эксперимента по утилизации автомобилей в возрасте более 10 лет рассматриваются  Москва, Московская область, Санкт-Петербург,  Самара,  Нижний Новгород и возможны другие города Российской Федерации. "Одной из самых острых проблем российского авторынка остается средний возраст эксплуатируемых автомобилей, около 50 % парка старше 10 лет. Мы предполагаем в рамках „пилотного проекта" принимать к утилизации автомобили старше 10 лет как отечественного, так и импортного производства, которые были зарегистрированы на последнего владельца не менее 1 года", — сказал директор Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга России А. Рахманов. При сдаче автомобиля в утиль потребитель получит ваучер (сертификат) номиналом 50 тысяч, который может быть использован только на приобретение нового автомобиля отечественного производства, включая машины, производимые в режиме "промышленной сборки".

Всего по программе планируется обменять 200 тысяч старых автомашин из нескольких миллионов имеющихся сегодня на руках россиян. При этом, отвечая на вопрос, не ожидают ли авторы программы очередей к продавцам еще на предварительной стадии, в Минпромторге напомнили, что, поскольку программа идет в режиме эксперимента, необходимо увидеть "масштаб запроса". "Если мы обнаружим сверхпотребность или наоборот, то не исключено, что утилизационная программа может быть скорректирована", — сказали в министерстве.

Между тем в последнее время отдельные эксперты заговорили, что господдержка авторынка спровоцирует как минимум 10-15-процентный рост цен на конкретные 66 моделей, предлагаемые дилерами к продаже взамен сданных в утиль. Якобы дилерам придется окупать свои риски, так как участие в госпрограмме повлечет дополнительные расходы, связанные со снятием машины с учета в ГАИ, транспортировкой до пункта утилизации, а это и затраты на содержание дополнительного персонала, аренду складов, эвакуаторы для доставки драндулетов к местам "захоронения". Кроме того, прогнозируют эксперты, на торговцев ложатся и риски по возвращению отсроченного платежа в 50 тысяч рублей. По их опросам, покупатели, узнав о госпрограмме утилизации, отложили намерения о покупке автомобилей до ее старта. В итоге зимние продажи по сравнению с прошлым годом упали в России на 30% и могут "всплыть" весной, накалив рынок.

В Минпромторге считают, что "слухи искусственно нагнетаются и проверенные продавцы — представители российских автозаводов не будут спекулировать на цене". Все дилеры имеют четкие договора с производителями, в том числе по отпускным ценам. Это дает гарантию того, что цены на новые автомобили будут адекватными. По словам представителя министерства "ведомство формирует перечень дилеров на основании данных, которые предоставляют автопроизводители, рекомендуя своих дилеров для участия в программе". Поэтому ответственность за ценовую политику — в сфере взаимных интересов партнеров. Вернуть партнеру деньги дилеры смогут после получения компенсации из бюджета.

В Минпромторге ответили на три "горячих" вопроса.

- Можно ли использовать сертификат на покупку подержанной иномарки 2005 года выпуска? Могут ли 50 тысяч рублей приниматься банком и дилером в кредит как первый взнос?

- Нет. При сдаче автомобиля в утиль потребитель получит сертификат номиналом 50 тысяч, который может быть использован ТОЛЬКО НА ПРИОБРЕТЕНИЕ НОВОГО АВТОМОБИЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА, включая машины, производимые в режиме "промышленной сборки". Про подержанные автомобили вообще речь не идет! Что касается использования сертификата (свидетельства об утилизации, если правильно называть документ) в качестве первого или авансового платежа за автомобиль, то нужно проконсультироваться в банке, где вы берете кредит, и у дилеров. По сути, дилер предоставляет автомобиль уже со скидкой в 50 тысяч рублей — а как засчитывать эту скидку — в теле кредита или в качестве авансового платежа — будут решать банки и дилеры.

- Будет ли из 50 тысяч рублей вычитаться налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и на руки человек получит не более 43,5 тысячи рублей?

-  С учетом того, что при сдаче в утиль автомобиля гражданин платит за услугу по утилизации и не получает дохода, предмета налогообложения не возникает. Что касается скидки дилера, то в этой части мы заканчиваем наши консультации с налоговыми органами, а в настоящий момент убеждены, что, как и в случае предоставления обычных коммерческих скидок в автосалонах, предмета налогообложения для физического лица не возникает.

- У меня в собственности два старых авто. Можно ли приобрести одну новую машину за счет двух старых?

- Математика в данном случае простая: одна старая машина (один сертификат) дает возможность приобрести одну новую машину отечественного производства со скидкой. В случае сдачи нескольких автомобилей гражданин должен приобрести такое же количество новых машин. Эксперимент, который мы проводим, должен решить несколько задач, главная из которых — поддержка российского автомобильного рынка. И мы его рассматриваем как антикризисную меру. Кроме того, одной из самых острых проблем российского авторынка остается средний возраст эксплуатируемых автомобилей: около 50% парка старше 10 лет, а запуск "пилотного проекта" позволит, с одной стороны, поддержать производителя, а с другой — стимулировать обновление автопарка.