Законопроект о новом транспортном налоге, который будет взиматься на бензоколонках при продаже в розницу каждого литра бензина, вряд ли в ближайшие годы увидит свет. Об этом заявили большинство опрошенных экспертов.
Авторы идеи настаивали, что именно таким образом будет восстановлена справедливость: чем больше ездишь, тем больше платишь. Они предлагали установить минимальную ставку налога 3% процента от стоимости литра бензина, но при этом предусмотреть возможность увеличения ставки в регионах до 5%. Таким образом, с учетом нынешних цен на бензин для замещения всего объема взимаемого транспортного налога потребуется предусмотреть в стоимости одного литра бензина 53 копейки налога, что составит 3,1% от сегодняшней стоимости литра топлива.
В профильном Комитете Госдумы по бюджету и налогам сообщили, что официально такой законопроект не поступал и в планах работы депутатов в весеннюю сессию не значится. Однако с содержанием законопроекта депутатов Волгоградской областной Думы в комитете Госдумы познакомились и коротко его прокомментировали: "Смысл инициативы в том, что компании, продающие топливо, будут платить новый налог в местный бюджет. Это приведет к увеличению цены на бензин", — говорят в комитете.
Между тем сегодня нефтяники уже платят акциз с реализации топлива. При этом если компания зарегистрирована в Москве, а принадлежащий ей НПЗ находится в Волгограде, то налог делится в неравных долях между двумя региональными бюджетами. По предложенной же волгоградскими депутатами схеме налог должен поступать в бюджет региона, где реализуется топливо, и может расходоваться, к примеру, на содержание дорожной сети.
Некоторые автовладельцы уже подсчитали, что цена АИ-92 может подскочить не на 53 налоговых копейки, как хочется инициаторам, а до 33 рублей с нынешних 22. Насколько верны эти утверждения, остается только гадать.
Для подобных радикальных налоговых новаций в России пока время не пришло. Но то, что цены действительно вырастут, не сомневается президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. "Глупость несусветная, — так резко отозвался он о новации. — В России и так цена на бензин зашкаливает все мыслимые пределы, а если транспортный налог будут брать на заправках, то цена на бензин еще вырастет". По его мнению, даже минимальные ставки подобного налога будут подталкивать инфляцию.
Менее категоричен исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, который не видит ничего противоестественного в том, что платить этот налог фактически будут те, кто чаще эксплуатирует свои машины и российские дороги.
"Сейчас они раз в год платят сумму в зависимости от мощности своего автомобиля и его конкретных характеристик, а так сумма будет пропорциональна тому, сколько человек ездит. Ничьи интересы это искусственно не ущемляет", — добавляет Сергиенко. Кроме того, по его словам, подобная форма налогообложения эффективно используется в других странах. США благодаря ей содержат федеральную и региональную сеть дорог. Здесь с порции бензина в 3,8 литра федеральный дорожный фонд получает 2,5 цента. Администрация штата имеет примерно столько же. То есть в сумме выходит порядка 40 копеек с каждого литра автомобильного топлива. По словам Сергиенко, в принципе этот механизм объективный и логичный. Особенно для регионов. "Это прямая зависимость от того, сколько в регионе состоит на учете автомобилей, сколько там дорог и какие дороги в идеале региону нужны", — поясняет он.
Однако для подобных радикальных налоговых новаций в России пока время не пришло, считает Сергиенко. Пока непонятно, как этот платеж взимать и, главное, как отслеживать. "Не уверен, что налоговики согласятся на это", — говорит эксперт.
Впрочем, авторы идеи как раз напирают на то, что если включить в цену бензина транспортный налог, то налоговая служба сможет проследить всю цепочку формирования цены на бензин, а регионам, в свою очередь, легче будет мониторить стоимость горючего на заправках. Вот тогда, считают авторы, бензин станет дешеветь. Во что, конечно, верится с трудом. То есть случится то, чего никак не может добиться Федеральная антимонопольная служба, штрафуя без устали торговцев бензина за ценовые сговоры.
Впрочем, как сообщили в Госдуме, правительство уже отклонило законопроект, как "усложняющий налоговое администрирование". Отрицательный отзыв на документ подготовили и депутаты Мосгордумы. Они обратили внимание на то, что предложение ухудшит положение льготников, тех, кто сегодня либо вообще освобожден от уплаты транспортного налога, либо платит символические деньги. В основном это владельцы авто мощностью до 70 лошадиных сил. А также ветераны и инвалиды Великой Отечественной и боевых действий, инвалиды I и II групп и бывшие несовершеннолетние узники концлагерей. Еще одна категория — один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида или один из родителей (усыновителей) в многодетной семье.
По новой схеме оброк для них будет существенный. Точных данных о количестве законных неплательщиков транспортного налога нет. Но известно, что только по московскому региону владельцев автомобилей до 100 лошадиных сил — то есть платящих минимальный налог — 58% из 3 миллионов 862 тысяч зарегистрированных автомобилей. Это более двух миллионов владельцев. А 27% москвичей владеют авто мощностью от 101 до 150 лошадиных сил.