Защита экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, обвиняемого в хищении 350 миллионов тонн нефти, в ближайшее время обратится в Страсбургский суд с жалобой на нарушение прав человека в ходе процесса в Хамовническом суде Москвы. Об этом журналистам сегодня сообщила адвокат Елена Липцер, представляющая интересы бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева.
Она напомнила, что в течение года в Хамовническом суде Москвы прокуратура представляла свои доказательства на процессе по второму делу Ходорковского и Лебедева.
"Прошедший год дал богатую пищу для размышлений о продолжающемся нарушении прав Ходорковского и Лебедева… о равноправии сторон в этом процессе не приходится и говорить", — сказала Липцер.
Она напомнила, что в ходе слушаний защита фигурантов дела неоднократно заявляла отводы как судье, так и гособвинителям по делу.
Липцер добавила, что все допущенные в суде нарушения прав обвиняемых будут отражены в жалобах и дополнениях к жалобам в Европейский суд по правам человека.
Адвокат Лебедева Константин Ривкин сообщил, что в материалах уголовного дела содержатся протоколы допроса около 300 свидетелей обвинения, из них 250 прокуратура планировала заслушать и в суде, однако на процесс были вызваны только около 50.
"Всех свидетелей, которые были в суде, можно условно подразделить на три группы. Это "агрессоры", демонстрирующие в суде большую обиду на ЮКОС за то, что их отстранили от руководящих должностей, "свидетели защиты" — эксперты и специалисты, которые никак не подтвердили версию прокуратуры, а напротив выступили свидетелями защиты, а также "нейтральные свидетели" — технические сотрудники ЮКОСа и его структур, которые просто подтверждали в суде, что они работали в определенных компаниях", — сказал защитник.
Он подчеркнул, что все свидетели обвинения прямо или косвенно заявляли о невиновности Ходорковского и Лебедева.
"Ни один свидетель ничего не знал по существу предъявленного обвинения, в том числе, и как можно было похитить такое количество нефти", — напомнил Ривкин.
По мнению защитника, показания допрошенных в суде свидетелей подтверждают версию защиты о том, что Ходорковский и Лебедев обвиняются "в преступлениях, которые никто и никогда не совершал, их обвиняют в несуществующих преступлениях".
Адвокаты фигурантов дела заявили, что будут вызывать в суд своих свидетелей, однако для линии защиты они будут использовать и показания уже допрошенных свидетелей обвинения.
Адвокаты экс-главы ЮКОСа и бывшего руководителя Менатепа полагают, что обвинение в суде так и не ответило на ряд существенных для уголовного дела вопросов.
"В частности, ни один руководитель из трех нефтедобывающих компаний, у которых Ходорковский и Лебедев якобы похитили нефть, не был приглашен в суд. Мы, естественно, этим не удовлетворены", — сказал Ривкин.
В свою очередь, адвокат Елена Липцер, представляющая интересы Лебедева, напомнила журналистам, что адвокаты обвиняемых еще в ходе предварительного следствия заявили ходатайство о вызове своих свидетелей для дачи показаний на процесс, однако список защиты в материалы дела не включили.
"Теперь мы будем заявлять на слушаниях ходатайство о вызове того или иного свидетеля, как на них будет реагировать суд, посмотрим", — сказала Липцер.
Адвокаты Ходорковского и Лебедева затруднились предположить, когда можно ожидать приговор по второму делу экс-главы ЮКОСа и бывшего руководителя Менатепа.
"Как звезды встанут… это зависит от того, будет ли суд удовлетворять наше ходатайство о вызове наших свидетелей в суд", — сказал адвокат Ходорковского Юрий Шмидт.
Между тем, сам Ходорковский, осужденный к восьми годам заключения и судимый сейчас по второму уголовному делу, считает, что правоохранительная система РФ — "силовой конвейер, подменивший правосудие, — это могильщик современной российской государственности. Потому что он с завидной регулярностью восстанавливает против этой государственности многие тысячи самых активных, разумных и самостоятельных граждан страны. Тех, от чьего выбора зависит в конечном счете судьба государства". Экс-глава "ЮКОСа" говорит, что "не надо убаюкивать себя результатами социологических опросов. Инертное большинство часто голосует за власть, особенно в условиях отсутствия демократии. Социальный взрыв (как и социальный прогресс) обеспечивает активное меньшинство — тогда, когда оно не может более терпеть сложившегося порядка вещей. 3% населения, если это его самая активная часть, — критическая масса, необходимая и достаточная для радикальных перемен". Он утверждает, что "внешние" представления о милиции, прокуратуре, суде, ФСИН как о неких самостоятельных структурах абсолютно ошибочны: "Первое и главное, что я понял уже на третий месяц своего тюремного заключения: наши „внешние" представления о милиции, прокуратуре, суде, ФСИН как о неких самостоятельных структурах абсолютно ошибочны. Пока ты не оказался в лапах Системы, ты почти ничего не знаешь о ней". По словам Ходорковского, "Система — конвейер гигантского завода, который живет в собственной логике, не подчиняющейся в общем случае внешней корректировке".