Главное следственное управление СКП РФ отменило постановление об аресте бывшего владельца банка ВЕФК Александра Гительсона, обвинявшегося в выдаче двух сомнительных кредитов, из-за невозврата которых вкладчикам был причинен ущерб около 1 миллиарда рублей. Такое процессуальное решение было принято следствием в связи со смягчением уголовного законодательства по экономическим статьям. Однако уже 16 апреля Басманный райсуд Москвы должен будет рассмотреть ходатайство СКП о назначении экс-владельцу банка ВЕФК залога.
Скандал, в который оказалось вовлечено руководство банка ВЕФК, разгорелся в Санкт-Петербурге в марте 2009 года. Тогда были задержаны бывший владелец банка ВЕФК Александр Гительсон, экс-председатель правления того же банка Виталий Рябов и его заместитель Иван Бибинов, которых этапировали в Москву. Там им следственным комитетом при прокуратуре РФ было предъявлено обвинение в растрате в особо крупном размере: финансистов заподозрили в причастности к выдаче сомнительных кредитов в 2007-2008 годах. По ходатайству СКП Басманный райсуд избрал им меру пресечения в виде ареста.
По версии следствия, в августе 2007 года и феврале 2008 года банкиры выдали кредиты компаниям "Радиус" и "Вектор", которые составили в общей сложности сумму около 900 миллионов рублей. Коммерческие структуры, согласно условиям кредитного договора, должны были вернуть деньги в декабре 2008 года и январе 2009 года, но свои обязательства перед банком ВЕФК ни "Радиус", ни "Вектор" не выполнили. СКП полагает, что обе компании могли быть связаны с господами Гительсоном, Рябовым и Бибиновым, которые вывели за рубеж выданные этим фирмам деньги. Впрочем, следствие предполагает, что из банка таким образом была выведена значительно большая сумма — свыше 30 миллиардов рублей.
Отметим, что кроме петербургских топ-менеджеров банка в громкий скандал оказались вовлечены экс-председатель правления банка "ВЕФК-Урал" Ольга Чечушкова, управляющая петербургским отделением Пенсионного фонда РФ Наталья Гришкевич и ее екатеринбургский коллега Сергей Дубинкин. По версии следствия, руководители пенсионных отделений за вознаграждение размещали на счетах отделений ВЕФКа деньги, предназначенные для выплаты пенсий. Согласно законодательству, эти средства могли находиться только в Банке России.
Вчера " стало известно, что вечером 13 апреля Александр Гительсон был отпущен на свободу. По словам адвоката банкира Оксаны Михалкиной, 9 апреля следователь ГСУ СКП Сергей Чернышев подписал постановление об отмене ранее избранной ему меры пресечения. Такое процессуальное решение стало возможным после изменений уголовного законодательства, вступивших в силу в апреле этого года. Александру Гительсону, напомним, инкриминировалась также ст. 174 прим. УК ("Легализация средств, полученных преступным путем"), относящаяся к категории особо тяжких. Она, по словам госпожи Михалкиной, стала в том числе основанием, по которому Мосгорсуд в марте этого года продлил финансисту арест до 26 июня, то есть на срок свыше 12 месяцев. Однако поправки перенесли ст. 174 прим. УК из разряда особо тяжких в категорию тяжких, а срок содержания под арестом по обвинению в этом преступлении не может превышать 12 месяцев.
За год, который финансист провел в камере, состояние его здоровья резко ухудшилось. По словам его адвоката Михалкиной, за несколько месяцев до ареста ее клиент перенес инсульт и не успел завершить восстановительные процедуры. В СИЗО же не было условий для оказания необходимой медицинской помощи. Кроме этого, у господина Гительсона произошло обострение желчекаменной болезни — не исключено, что ему потребуется операция и длительная реабилитация. Все это также послужило основанием для смягчения меры пресечения.
13 апреля около 20.00 господин Гительсон, содержавшийся в спецблоке столичного изолятора "Матросская Тишина", был выпущен из него. "Очень странно, что следователь затруднился известить о своих намерениях адвокатов и родственников! — возмущается адвокат Оксана Михалкина.- Хорошо, что у моего клиента при себе оставалась какая-то мелочь. Он смог остановить на улице человека и, заплатив ему, позвонить своему адвокату. Ситуация гадостная и античеловечная!"
Пока никакой другой меры пресечения Александру Гительсону, не признающему своей вины в инкриминируемых преступлениях, не назначено. 16 апреля, в день, когда финансисту исполнится 60 лет, в Басманном райсуде должно состояться заседание, на котором будет рассмотрено ходатайство СКП о назначении господину Гительсону залога, под которым он будет находиться на свободе в период следствия и суда.
Отметим, что уже семь фигурантов скандального дела банка ВЕФК были выпущены на свободу под залог, размер которого в каждом случае колебался от 3 млн до 15 млн руб. Так, в конце декабря 2009 года был освобожден под залог 15 миллионов рублей бывший заместитель председателя правления банка ВЕФК Иван Бибинов. В марте этого года Басманный райсуд отпустил на свободу экс-председателя банка ВЕФК Виталия Рябова, назначив ему залог в 3 миллиона рублей. Вслед за господином Рябовым в Екатеринбурге была выпущена из-под стражи экс-председатель правления банка "ВЕФК-Урал" Ольга Чечушкова, но в этом случае основанием стало ухудшение состояния ее здоровья.
В своем ходатайстве следователь указал, что за последнее время в уголовном деле произошли существенные изменения. Господин Рябов оказал следствию активное содействие в установлении истины по делу, дав подробные показания об обстоятельствах инкриминируемых ему преступлений. В самом банке были изъяты "средства хранения и обработки информации", так что господин Рябов, получив свободу, не может "уничтожить доказательства по делу или внести в них изменения". Вместе с тем, учитывая тяжесть инкриминируемого преступления, а также то, что у господина Рябова остался загранпаспорт, следствие считает, что, выйдя на свободу, он все-таки может попытаться скрыться и продолжить заниматься преступной деятельностью. Поэтому следствие и решило, что господин Рябов может быть освобожден только под залог. Залоговая сумма в размере 3 миллионов рублей была определена следствием, исходя из финансового положения семьи обвиняемого. Защита господина Рябова и прокурор поддержали данное ходатайство. "Отпали основания, по которым мой подзащитный был арестован",- очень кратко пояснил защитник господина Рябова Борис Бокий. По его словам, на изменение меры пресечения повлияло и ухудшение состояния здоровья арестованного финансиста. От более подробных комментариев отказался, сославшись на взятую у него следствием подписку о неразглашении.