Сегодня в Хамовническом суде эск-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, обвиняемый вместе с бывшим руководителем МФО "Менатеп" Платоном Лебедевым в хищении 350 миллионов тонн нефти у добывающих компаний, продолжил давать показания, сообщает корреспондент "Право.Ru" Регина Резцова.
Опровергая доводы обвинения, Ходорковский заявил, что не собирался грабить добывающие компании, поскольку, будучи ограбленными, "дочки" снижали бы рыночную стоимость ЮКОСа, так как на их счетах числилось бы меньше прибыли и основных средств.
Также, по мнению обвинения? экс-глава ЮКОСа лично присвоил основную часть похищенной нефти и она поступила в его непосредственное владение. Ходорковский заверил суд, что никогда не владел емкостями для хранения нефти как физическое лицо, а распоряжался нефтью в рамках своих должностных полномочий.
Ходорковский заявил, что не понимает, каким образом он мог скрыть 350 млн тонн нефти, поскольку помимо емкостей на каждую отгруженную тонну нефти необходим большой объем документов — для таможни, Госкомстата, Транснефти. " У нас в стране, конечно, бардак, но не до такой степени, чтобы 350 млн тонн нефти уехало неизвестно куда", — заявил Ходорковский.
Еще одним доводом обвинительного заключения является то, что Ходорковский в составе организованной группы лиц оформлял фиктивные договора купли-продажи нефти с контрагентами, таким образом, легализуя нефть, а также скрывал ее источник. На это Ходорковский заявил, что источник добычи нефти — это всегда известная конкретная скважина. На добычу у компании имеется лицензия, и она отчитывается посуточно.
Ходорковский подчеркнул, что никто в компании ЮКОС не преследовал цель сокрыть источник нефти. Из добывающей компании нефть поступала в трубопровод Транснефти, где смешивалась с нефтью других "дочек". Ходорковский пояснил суду, что всегда имел право распоряжаться добытой нефтью как акционер и менеджер ЮКОСа.
Гособвинение считает, что организацию подготовки хищения нефти Ходорковский возложил на Лебедева. Однако экс-глава ЮКОСа заверил суд, что Лебедев выполнял свои должностные обязанности в соответствии с должностными инструкциями. "Никаких дополнительных обязанностей, связанных с хищением и легализацией нефти я на Платона Леонидовича Лебедева не возлагал, а Лебедев таких обязанностей не исполнял", — заявил Ходорковский.
По мнению гособвинения, нефть добывающими компаниями поставлялась потребителю на основании фиктивных сделок купли-продажи. Это, по словам Ходорковского, означает, что потребитель использовал ее незаконно. Но такое обвинение не выдвинуто, хотя следствие, по идее, должно было сделать это.. Экс-глава ЮКОСа заявил, что договора купли-продажи были небезвозмездными, и сумма сделки указывалась в договоре.
По мнению Ходорковского, следователи за пять лет не разобрались в чем разница между куплей-продажей и отгрузкой (поставкой), то есть между правом собственности и владением нефтью. Этим замечанием обвиняемый, вероятно, хотел показать, насколько неграмотны в экономических вопросах следователи, и можно ли в таком случае доверять представленным ими материалам.
Следующее заседание по делу назначено на 21 апреля 2010 года.